Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

ЕГЭ без гнева и пристрастия

Михаил Бударагин

Новгородская область, привыкшая бежать чуть-чуть впереди паровоза, одна из первых согласилась проводить Единый Государственный Экзамен. Несмотря на то, что споры о ЕГЭ не утихают по сей день, чиновники бывшего уже Минобразования продолжают настаивать на благотворном влиянии подобной формы сдачи выпускных экзаменов. Для того, чтобы разобраться в сути ЕГЭ, мы должны уяснить себе прежде всего три аспекта: юридический, общеобразовательный и моральный.


Суть юридического аспекта заключается в том, что непреложным законом для всех без исключения граждан РФ является Конституция РФ и в том, что ЕГЭ образовательный эксперимент, проводимый государственным ведомством, иначе говоря, научный опыт определенной педагогической направленности. Статья 21 Конституции РФ гласит прямо следующее:

Статья 21. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (Курсив М.Б.).

Таким образом, ЕГЭ (во всяком случае, его обязательность) противоречит Конституции. Процедурой же проведения ЕГЭ не учтено согласие педагогической и родительской общественности на участие в эксперименте.

Вряд ли здесь можно говорить о сознательном подрыве Конституции, но незнание закона не освобождает от ответственности. Да и не знать основного закона своей страны как-то стыдно.

Общеобразовательный аспект заключается в том, что победить коррупцию посредством ЕГЭ невозможно. Победить коррупцию в России можно только репрессиями a la 37-ой год, но никак не усложнением самой формы обучения..

Кроме того, совершенно непонятно, почему нужно вводить сначала ЕГЭ, а потом подгонять под него всю систему образования. Не логичней ли изменить сначала систему, а затем как итог ЕГЭ. Если человек сдает ЕГЭ по литературе, то он должен быть готов к этому. А у нас в 11 классе вводят Жизнь Арсеньева Бунина роман настолько специфический, что его не впихнуть в ЕГЭ. Понятное дело, что Бунина никто не читает. Зачем вводили? Где логика?

Ситуация осложняется огромными и никому не нужными нагрузками в школе. ЕГЭ не снимет этих проблем, как много раз было обещано. К сожалению, получилось, что образовательный процесс у нас сам по себе, а экзамен сам по себе. Российская школа оказалась не готова к экспериментам над ней. Общеобразовательный уровень первокурсников как был не ахти, так и при ЕГЭ не ахти. Если раньше на книжных развалах продавали варианты экзаменационных ответов, то сейчас ответы по ЕГЭ

Выход из сложившейся ситуации довольно прост. Моральный аспект проблемы вообще лежит на поверхности, и ясен любому (кроме чиновников Минобразования и Президента РФ). Необходимо просто повысить зарплату учителям, отменить Единую Тарифную Сетку и повысить престиж профессии. И последние повышения зарплат чиновникам (в 5-12 раз, а не на 33%), и сам дорогостоящий ЕГЭ говорят только о том, что у государства есть немалые средства. Куда они тратятся и почему не доходят до учителей вопрос остается открытым уже лет 10. И решать его никто не собирается.