Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Библия Джеймса Фрэзера

Михаил Бударагин

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Мтф, 5, 6 Почти сто лет назад Фридрих Ницше объявил о смерти "Бога христиан". Ницше умер в психиатрической лечебнице в 1900 году, а главная книга о Боге - Библия - продолжает волновать сердца верующих и умы исследователей. О популярности Священного Писания свидетельствует не только более чем миллиардная армия верующих, но и стройные ряды ученых, берущихся за такую сложную и всегда актуальную проблему, как толкование отдельных мест Заветов или всего Писания.


Необходимо также помнить, что вся русская литература (и не только русская) вышла, по сути, из одного источника - Писания. По странной прихоти чиновников Библия сегодня не изучается ни в средней, ни в высшей школе. И мало кто имеет более или менее точное представление о Писании, о его основных местах, духовном содержании, перипетиях библейского сюжета. Дело здесь не в вере, дело - в знании. Можно веровать и не знать, что такое Товит, можно же - наоборот - знать все книги Библии и быть при этом даосом. Суть заключается в том, что Священное Писание - ценнейший документ, который нельзя не читать и не исследовать. Слишком странно видеть Книгу Книг "фигурой умолчания", бессловесным фоном литературы и истории.

Шотландский исследователь истории религии Джеймс Джордж Фрэзер, профессор Кембриджского Университета был одним из самых свободомыслящих ученых своего времени (основные его работы написаны между 1890 и 1933 гг.). Книга "Фольклор в Ветхом Завете", вышедшая в Великобритании 1918 году в 3-х томах и 1923 году в виде однотомника, представляет собой довольно интересное и ценное исследование фольклорных мотивов в Пятикнижии. Основную свою задачу Фрэзер видел в толковании и развернутом комментарии к непонятным местам Ветхого Завета. Он был не первым на этом пути, но, постаравшись избежать ошибок предшественников, попытался придать своей книге строго научный тон и религиозную осторожность одновременно.

Научный тон разысканий Фрэзера состоит в прямой зависимости от его эволюционистского метода. Самый яркий пример работы этого метода - главы о Великом Потопе: сначала Фрэзер пересказывает классический библейский сюжет, а затем следуют "этнографические комментарии" - описания мифов о потопе у греков, индийцев, вавилонян, евреев и дальше - по странам и континентам - Африка, Мексика, Восточная Азия, Полинезия etc. Эти описания занимают без малого 230 страниц книги. Тогда как одному из интереснейших ветхозаветных сюжетов - о переодевании Иакова в овечьи шкуры уделено всего пару десятков страниц. Переодевание отца израильского народа имеет для всей будущей истории иудеев огромное значение, не зря же этот эпизод так подробно описан в "Иосифе и его братьях" внимательного к мелочам Томаса Манна.

Кроме подобной неравноценности многих глав и лавины религиозного и этнографического материала, работа Фрэзера грешит многими натяжками и несоответствиями. Справедливо разделяя Бога иудеев на Яхве (в русском Синодальном переводе - "Бог") и "пламенного Элохима" ("Господь"), Фрэзер поэтизирует и оправдывает Яхве, что выглядит при самом допущении такого разделения, довольно странно. Здесь сказывается та самая религиозная осторожность автора, которая накладывается на неодолимое добраться до исторической правды.

Работа, проведенная Фрэзером, внушает глубокое уважение и по сей день. А некоторые удачные находки (история со Змеем, сбрасывающим кожу, а потому бессмертным, и приносящим искаженные вести, а также разыскания фольклорных мотивов силы длинных волос у Самсона) являются жемчужинами книги.

Многие страницы книги Фрэзера проникнуты искренней любовью к библейским персонажам, природе и времени. Эта любовь и романтический флер ничуть не портят исследования, которое еще не одно десятилетие послужит комментаторам Библии, фольклористам и просто тем, кто интересуется Писанием.

Книгу Фрэзера читать и легко, и утомительно одновременно. Нужно быть истинным подвижником своего дела, любящим самое ценное, что есть и у ученых, и у верующих, - истину, чтобы решиться на такое исследование. А чтобы прочесть Фрэзера, необходимо, по крайней мере, веровать в то, что слова Христа "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" - это не просто слова :