Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Грустная улыбка Пятого Юбилейного...

Лев Абросимов

Осень - отвратительное время. Безобразия погоды и близость подведения итогов под Новый Год наводят на самые грустные размышления. Например, почему у нас так мало комедий? Где советская классика? Где наши "Джентльмены удачи" и "Ирония судьбы"? Разбить молотком этот чертов телевизор с "тупой американской жвачкой"!

Видимо, чтобы хоть в чем-то угодить несчастному зрителю, Алла Ильинична Сурикова решила возродить фестиваль кинокомедий "Улыбнись, Россия!". К радости организаторов оказалось, что фестиваль этот - уже пятый!


А юбилейность на Руси, надо заметить, издавна грешила перекосами. Так, например, к 60-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции (если кто не помнит, это было в 1977 году, в разгар эмиграции советских евреев на историческую родину), миллионным тиражом был переиздан шедевр Николая Островского "Как закалялась сталь". Но то ли наборщики напились, то ли диссиденты пробрались, а тираж был пущен под нож, потому что главный монолог книги звучал так: "Жизнь нужно прожить там, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы:".

Уж сколько лет прошло, а у нас все то же. И V открытый фестиваль комедийных фильмов "Улыбнись, Россия!", проходивший в Новгороде с 3 по 9 ноября, в очередной раз ярко и убедительно доказал инфантильность нашего кинематографа и нашего зрителя.

Началось все с махрового провинциализма новгородских журналистов, которые всю неделю пытались "вытащить" "звезд" на интервью, пригласить на передачу, поймать за лацкан пиджака в кулуарах. Отдельно спасибо, кстати, Сергею Даревскому, где-то переждавшему эпоху великого ажиотажа.

С новгородских телеканалов всю неделю не вылезало милое лицо Марии Арбатовой, назначенной "талисманом фестиваля" (заметьте, какой странный фетишизм!). Так как о кино Арбатовой говорить было труднее, чем о феминизме, говорила она в основном о феминизме. Я - идейный феминист с 1975 года, но всему должны быть разумные пределы. Нам очень долго доказывали, что в США есть только Анджела Девис, и каково же было наше удивление, когда в США на самом деле оказалось все, что угодно, кроме компартии и Анджелы Девис. У ненастойчивого зрителя могло сложиться превратное мнение о том, Пятый Юбилейный был собран ради Марии Арбатовой.

В ходе просмотров выяснилось, что жанр "молодежной комедии" в России пляшет от "Американского пирога", как институтки от печки. Две комедии - "Даже не думай-2" и "Тимур и его коммандос" - не были похожи ни на что. В русском языке, к счастью, нет слова, обозначающего высшую степень отсутствия ума. Видимо, лексикологам будет, чем заняться на досуге.

Остальные фильмы были не намного лучше. Алла Сурикова, снявшая когда-то блестящего "Человека с бульвара Капуцинов", скатилась до невыразительной истории о метеорологе Перушкине, занятом изобретением прибора, черпающего энергию из космоса. Этот почти кафкианский ужас называется "О любви в любую погоду" и претендует на некий очень уж нетрадиционный юмор.

Но апогей упадка, продемонстрированного на фестивале, - лента "Рецепт колдуньи" Татьяны Воронецкой. Всем, кто хочет увидеть, как сходят с ума Наташа Королева и Амалия Мордвинова, смотреть этот фильм можно. Нормальным людям со здоровым чувством юмора - нельзя ни за что. Да и богемные штучки уже давно вызывают не смех, а классовую вражду, что Воронецкой, конечно же, невдомек.

Тягостное впечатление от комедийного фестиваля не смог рассеять даже широко анонсированный "кинопраздник" с участием "звезд". Зал Театра Драмы был забит, конечно же, до отказа. Весь новгородский beau monde блистал нарядами в фойе. "Звезд" собралось очень много, и среди них были такие умные и уважаемые люди как Эльдар Рязанов и Юрий Яковлев, но праздника все равно не получилось. Ведущие наперебой хвалили "Новгородскую землю" (еще Бродский писал о том, что нет ничего хуже ура-патриотизма) и говорили МАрево, ТрубичИно, "звезды" рассказывали смешные истории из своего прошлого и награждались продукцией "Алкона" (привет вам, новгородские люмпены, с утра штурмующие продуктовые ларьки).

Вся эта громоздкая и пафосная церемония была затеяна для вручения наград "За вклад в кино". Премии торжественно отдали Рязанову (по заслугам, по заслугам:), гениальному Андрею Миронову, соавтору Рязанова Эмилю Брагинскому (за них статуэтки получали дочь Миронова актриса театра Мария Миронова и режиссер Виктор Брагинский), бессменный тандем Ширвиндт и Державин, композитор Максим Исаакович Дунаевский, а также столь памятно сыгравший ревнивца Иполлита в "Иронии судьбы:" Юрий Яковлев.

В целом торжественный вечер был похож на хорошо сделанный студенческий капустник. Зачем-то выступал танцевальный ансамбль "Радуга" (кстати, с композицией "Чарочка"), певец Тимур Шаов с несмешной песней о нашем футболе и юморист Аркадий Инин. Юлия Руперт порадовала французским шансоном о неразделенной любви. Какое отношение имеет все вышеперечисленное к комедии, понять сложно.

Этот "смотр самодеятельности" закончился "телекапустником военным" все того же Инина. Я не знаю, у кого может вызвать смех соединение собачьего корма "Педигрипал" и йогурта "Растишка" в продукт под названием "Педирастишка", но в зале смеялись. Наверное, озабоченные подростки.

Грустно. Фестиваль закрыт. В кинотеатрах крутят "Подводную братву" и "Кота Гартфилда". Ничего не изменилось, и не могло измениться. Я сажусь смотреть "Ностальгию" Андрея Тарковского, чтобы в тысячный раз вместе с героем Олега Янковского донести свечу до края бассейна.

Кажется, последнюю историю, над которой я и плакал, и смеялся, написал Венедикт Ерофеев. Называется она - "Москва - Петушки". Прочтите. Не ходите в кино.