Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"Писать - тяжело, не писать - еще тяжелее..."

Стилиан Петров

Вот так всегда - живешь, работаешь, крутишься, как белка в колесе, и не знаешь, что "в мире творится". За это редакцию, нет-нет, да и попрекнут сгоряча.


На это можем ответить только то, что следим внимательно за всем, что происходит в "подлунном мире", но особенно пристально следим за студентами НовГУ - не зря же газета зовется "университетской".

И представьте себе наше удивление, когда студент 4 курса филологического факультета, а заодно и наш книжный обозреватель и пламенный публицист Михаил Бударагин оказался довольно известным поэтом, приглашенным выступать в московский литературный клуб "Пир О.Г.И. на Зеленом" (О.Г.И. - Объединенное Гуманитарное Издательство).

Об этом выступлении, о творчестве, литературе и поэзии мы с пристрастием расспросили Михаила:

- То, что я - "известный поэт", не совсем верно. Вовсе и не известный. Не из скромности говорю, а просто как факт. А пригласил меня на этот поэтический вечер мой друг и учитель Павел Евгеньевич Фокин, замечательный филолог и просто очень хороший человек. Он - редактор и издатель альманаха "Насекомое", в котором несколько лет подряд публикуются и мои стихи. "Насекомое" - это совершенно уникальное в своем роде издание, где рядом могут стоять фамилии Ильи Стогова, Павла Крусанова и никому не известных вьюношей, таких вот, как я.

На презентацию нового, 14-го выпуска альманаха я и был приглашен. Как видите, дело-то не во мне. И отказаться, конечно же, я не мог. Тем более, что "Пир О.Г.И." - очень хорошее место, и клуб, и бар, и книжный магазин - и уму, и животу, и сердцу.

- И как общее впечатление?

- Потрясающе. Все прошло очень хорошо. Читали стихи мои любимые калининградские поэты Игорь Белов, Сергей Михайлов и Алекс Гарридо, свою совершенно сумасшедшую поэму - Антон Люциев. Алексей Цветков, известный писатель, которого, кажется, публиковала "Амфора", читал прозу - в общем, чего еще, как говорится, можно было пожелать. Жаль только, что не все смогли добраться, но это - жизнь, всякое бывает. Я надеялся встретиться с питерским прозаиком Сашей Сажиным, и его отсутствие было, наверное, единственным разочарованием.

- Вы читали только стихотворения?

- Нет, начал как раз с первого прозаического опыта, главы из будущего романа, а затем - стихотворения и венок сонетов "Последняя сказка". Прозу я читал на публике впервые - и это было нешуточным испытанием.

- Прозу читать и писать сложнее?

- И читать, и писать. Проза - материя, которая требует самостоятельной расстановки акцентов, тогда как в стихотворении тебе помогают и рифма, и ритм. Когда читаешь прозу - не отрывок в два абзаца, а большой текст, ты просто выдыхаешься, и предложение за предложением текст словно сам читается. А ты - просто репродуктор. Радио. Со стихами все проще. А вообще писать тяжело, но не писать - еще тяжелее. Это - крест.

- О чем Ваша проза?

- Знать бы самому: (растерянно улыбается и мнет пачку сигарет в руках). Я с трудом представляю, во что выльется эта безумная затея. Пока могу сказать только то, что определенной константой текста будет длящаяся на всем протяжении романа гражданская война. Слом сознания - та история, в которую попадают герои. В ней они вынуждены оставаться людьми или обретать в себе человеческое, понимать, что же на самом деле значит "человек".

- "Человек - это звучит гордо?"

- Только в пьесе "На дне". Вообще же, человек - это звучит разно. Когда как. Человек - не сумма слов, а нечто совершенно иррациональное, глубокое и непонятное.

- Как в Вас уживаются роман и стихотворения?

- Неплохо уживаются. Стихотворения - это лирика чистой воды, а роман - вещь историческая, об эпохе, с публицистикой, настоящим и прошедшим. Прозе и поэзии негде пересечься, они на разных полях играют, поэтому и победить друг друга не в состоянии.

- А почему Вы не выступаете в Новгороде? Кажется, ни в одном творческом объединении не состоите...

- Когда мы, "Молодое искусство", готовили поэтический конкурс "Новое Слово - 2004", то выступали по школам. Больше - не удавалось. Вы поэтические выступления в Новгороде часто видите? Я тоже редко. Вот и весь ответ. А нигде не состою, потому что не люблю всего этого дела. Да и никакого серьезного литературного движения, идеологически оформленного и направленного, я пока не вижу. В Новгороде есть хорошие поэты (могу назвать Станислава Тихонова и Ивана Ефимова), но вот с литературным процессом - явная неудача.

- Так почему бы Вам этот самый "литературный процесс" не организовать?

- Во-первых, литературный процесс - не клуб по интересам, его нельзя организовать. Или он есть, или его нет. Нужны некие объективные внешние факторы. Я думаю, что когда придет время, все будет. Само собой. А во-вторых, я не люблю что-нибудь "организовывать". Я - одиночка. По-моему, поэт ответственен перед Богом и самим собой, а литературное объединение тут ни при чем.

- То есть будущее у новгородской поэзии есть?

- Нет новгородской поэзии. Есть поэзия русская. О ее будущем я ничего не знаю: а предсказывать и пророчить не люблю. Неблагодарное это дело. Время всех рассудит и все расставит по местам.

- И последний вопрос. Как Вам удается все успевать и совмещать: учебу, творчество, литературоведение, журналистику?

- Сплю мало. Телевизор смотрю редко. В театр не хожу. В кино - тоже. Если бы книг не читал, времени была бы - прорва. Но не читать не могу - такова природа.

А если честно, очень помогают жена и родители. Без них пропал бы совсем.