Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Фестиваль: смотреть в будущее ...

Арина Голубева

Восьмой Международный театральный фестиваль "Царь-Сказка" завершился - впервые представив в таком объеме для Великого Новгорода театральное искусство российских и европейских стран.


Остались впечатления от спектаклей, слова и дела создателей постановок, аплодисменты зрителей. И попасть на фестиваль надо было: только раз в два года новгородцам выпадает шанс приобщиться к европейскому и российскому театральному искусству, не покидая родной город.

Для Новгорода необычен сам жанр театрального перфоменса - некоего действа, где предлагается не просто смотреть, как развлекает зрителя актер, но увидеть что-то необычайное, новое пространство, заглянуть в иное измерение.

Стартом проекта "Швейцарская Линия", который фестиваль презентовал с Посольством Швейцарии, был уникальный проект Матса Штауба и Барбары Пулли из Цюриха "5000 любовных писем". Он вырос из документалистики, когда швейцарская исследовательница-языковед на примере реальных любовных писем проанализировала, как меняется язык в течение века. Архив перерос в театральный проект: актеры озвучили письма, родился аудиобар, где бармен подберет вам и напиток, и настоящую любовную историю: письма Эрны к умершему мужу, дрожащий голос дамы из Швейцарии, пишущей со словарем письмо на английском своей далекой несбывшейся любви, записки жены из роддома к мужу и его ответы, чат подростков в Интернете, письма трех девочек, влюбленных в некого Рафаэля.

Проект произвел магический эффект: люди, в полном молчании слушая в наушниках пересказанные актерами истории, слышат Любовь.

Швейцарская палитра была представлена новгородским "Лабиринтом", постановка Кирилла Тиссо, и эстонским спектаклем ВАТ-театр "Калевипоэг", который получил приз "Лучший спектакль фестиваля". Работа Маркуса Зоннера с эстонским театром - это фейерверк превращений. Описывать "Калевипоэг" - все равно что стремиться удержать ветер или пламя.

Труппа Габора Годы работает в плотном гастрольном графике и вырваться на российский фестиваль им удалось впервые, их спектакль "Шляпа Каина" - призер Эдинбурга и Нью-Йорка. В сценической истории двух мифов - о Каине и о Моисее - танцовщики замирают на металлических конструкциях, вне законов гравитации передвигаются почти по воздуху. Так рождается история антагонистов и очень похожих людей, похожих потому, что они - Божьи дети.

Новгородский "Танатос", произвел глубокое впечатление на иностранных гостей. "Это один из самых сильных спектаклей фестиваля и я рад, что в вашем городе есть театр, говорящий современным театральным языком с молодым зрителем", - сказал Бенгт Андерсен, режиссер из Стокгольма.

...Гости разъехались, увозя на память от "Царь-Сказки" рамку, где под стеклом, как бабочка в коллекции, - глиняная Царь-Птица с масками трагедии и комедии. У зрителя остались в сердце воспоминания. И ожидание: фестиваль вернется через положенный срок!