Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

и жить настоящим

Беседовала Оксана Богданова

Андреа Томпа, театральный эксперт Венгерского театрального музея и Театрального института Будапешта впервые возглавила международное театральное жюри на фестивале "Царь-Сказка":


- Для меня это первый опыт работы в русской провинции. Я думала, что в русской провинции нет современного искусства, что провинциальный театр стоит на месте. Когда я посмотрела фестивальные спектакли, поняла, что была не права. Особенно это касается вашего театра "Малый": он уверен, что надо заниматься современным театром, ориентированным на юного и взрослого зрителя.

И еще: у меня появилось ощущение, что лучшие фестивали - не в Париже и Лондоне, а в небольших городах. В моей Венгрии лучший фестиваль - в красивом историческом городе Сегете, он меньше Новгорода.

Фестиваль современного искусства, проходящий в городе с огромной историей, может помочь развитию культурного туризма. Я бы хотела здесь увидеть намного больше современного искусства, не только на фестивале, но и в городе. У меня ощущение, что здесь современного искусства очень мало. Дело не в авангардизме или новых коллекциях музея, а просто некуда пойти послушать, например, живую джазовую музыку.

В этом контексте меня радует, что началась совместная работа с НовГУ, где растет актерский курс, воспитывается молодежь на новом ощущении мира. Нельзя ожидать революции от старых людей! Меня радуют работа студентов на фестивале как переводчиков, их живой интерес к общению с критиками и актерами, молодые лица студентов в зале на европейских спектаклях. Это означает, что у города есть новая кровь, новые люди, которых воспитывает университет.

- Вы возглавляли в этом году международное жюри фестиваля.

- Мы посмотрели 14 спектаклей и решили, что есть два спектакля, которые наградить просто необходимо - эстонский спектакль "Калевипоег" и венгерский "Шляпа Каина". Мне, конечно, в силу землячества очень трудно говорить о венгерском спектакле. Но с профессиональной точки зрения это бесспорный спектакль, потому что в нем все на высоком уровне: постановка, замысел, отточенное мастерство актеров.

Бесспорным был спектакль театра "Малый" "Сказка про Красную Шапочку". Это образец очень хорошего театрального мышления в детском спектакле, чего, наверное, не хватает в обычных детских спектаклях как в России, так и в Венгрии.

Проект "5000 любовных историй" необязательно было воспринимать как театральный эксперимент или театральное представление, но это начало нового жанра. Меня огорчило то, что на просмотре спектакля я видела только одних женщин: кажется, мужчины темой любви не интересуются.

Часто большие спектакли, работающие успешно, с огромной кассой, по большему счету ничего не стоят, хотя на них и продаются сотни билетов. Нужно искать своего зрителя, воспитывать его, приобщать, приручать. Например, так как делает режиссер театра "Малый" Надежда Алексеева. Ее спектакль для самых маленьких "Красная Шапочка", сделан так, что ребенок сможет через 10 лет воспринимать самый абстрактный театр.

Сейчас трудно найти, то, что у нас общее. И поэтому мы ищем общие корни, мифологические истоки, мифологемы, архетипы. И маленькие истории, объединяющие нас.

- Что вы хотите от фестиваля "Царь-Сказка" в будущем, каким вы его видите?

- Мечтаю увидеть развитие русского современного театра, хорошую поддержку со стороны местного и федерального правительства, горожан, которые понимают, что это важно, необходимо. Потому что если нет современного искусства, люди всегда будут жить в прошлом. А нужно смотреть в будущее и жить в настоящем!