Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Уроки путешествующего филолога

Евгений Баютин, студент, филологический факультет, гр. 2221

Лето - жаркая пора для студентов. Экзамены, сессия, да ещё и учебную практику пройти надо! Дизайнеры-архитекторы отправляются на пленэры, радиоинженеры-конструкторы - на заводы, а студентов-филологов 3 курса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого этим летом ждала архивно-музейная практика. "Архивы! Какая скукотища!" - наверное, подумали сейчас многие. Я тоже так считал до поездки на активно-музейную практику в ЧЕХОВСКОЕ МЕЛИХОВО!


Итак, вечером 25 июня 13 студентов (в основном участники чеховского спецсеминара) во главе с заведующей кафедрой русской литературы Натальей Федоровной Ивановой отправлялись в далёкий Чеховский район Московской области, в село Мелихово, где располагается Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова. Такой официоз ещё пока уместен - это после мы станем совсем своими, родными! А сейчас мы отдельно, а Наталья Федоровна - отдельно. Это потом, через десять дней, на том же вокзале будет тяжело расставаться с мелиховской семьёй и удивительной атмосферой содружества, во многом созданной именно ею, за что огромное человеческое спасибо. А пока настороженно поглядываем на Наталью Фёдоровну - всё-таки заведующая кафедрой, да и экзамен ей только несколько дней назад сдавали. Хотя уже знаем, что даже при активной помощи ректората НовГУ, именно благодаря её усилиям эта поездка вообще смогла состояться.

"Пушкина-то изучали?"

Уже в поезде получаем "первый урок путешествующего филолога" - никогда не говори, что ты изучаешь литературу. Сессия сдана и, расслабившись, начинаем обсуждать любимые книги, как вдруг сосед по купе, невысокий старичок, спрашивает: "Студенты, небось? А я - инженер-механик. Пушкина-то изучали? А скажите-ка, смертельную ли рану он получил на дуэли с Дантесом?" Вот тебе и сданная сессия! Потом ещё целый час этот старичок поражал нас своей эрудицией и феноменальной литературной памятью - век живи, студент, век учись:

"Какой тут воздух особый..."

Утренняя Москва встретила нас ясной погодой и двумя машинами, на которых нас с ветерком домчали до места назначения: музей находится в пятидесяти километрах от Москвы. И вот мы входим на территорию заповедника. Первыми нас встречают: кошки. Их в музее множество. К нам они привязались сразу и всё то время, что мы провели там, не отходили от нас ни на шаг. Одна даже пыталась перетащить к нам своих котят, но это так, к слову.

Оставив вещи, мы одни, без сопровождающих, отправляемся на первую ознакомительную прогулку. Ещё ничего здесь не знаем. Не знаем, что это, например, флигель-кухня, которую Антон Павлович Чехов перенёс в отдельное помещение, чтобы кухонные запахи не мешали; что вот эти берлинские великаны-тополя сажал Павел Егорович, отец писателя; что в домике, виднеющимся из-за тех деревьев, была написана знаменитая "Чайка": Ещё не знаем ничего, но ощущения совершенно необычные - словно окунул лицо в букет цветов и тонешь в волнах неуловимых ароматов. "Какой тут воздух особый:", - роняет кто-то. И соглашаешься: особый, мелиховский:

Проза жизни

Лирика лирикой, но приходится заниматься и прозой жизни. Ещё из Новгорода взята огромная сумка продуктов, и наши девушки заступают на дежурство по кухне. Практика раскрыла множество талантов, и таланты кулинара в этом ряду стояли не на последнем месте. Кто хорошо работает, тот: А работали мы неплохо. Девушки каждый день удивляли нас чем-то новым, вкусным, необычным, а атмосфера за столом служила самой вкусной приправой ко всему, что подавалось.

Филологу тяжело не с текстом, а: с сеном

Кто сказал, что в работе филолога самое тяжёлое - это работа с текстом? В Мелихово мы узнали, что это - работа с сеном! Музей занимает достаточно большую территорию, которой требуется постоянный уход. Но он при всём при этом является бюджетной организацией со всеми вытекающими отсюда последствиями: Поэтому здесь очень любят гостей из Великого Новгорода, хотя кроме нас сюда наезжают студенты и из других высших учебных заведений - Казанского и Тверского университетов, например, но такой отличной репутации, как у студентов-новгородцев, здесь нет ни у кого, ведь мы всегда готовы и рады помочь. Когда Наталья Фёдоровна увидела, вернее, не увидела в зарослях травы знаменитый чеховский крыжовник, было принято немедленное решение о переброске основных сил на этот участок работы. Фронт работы - обширен, если не сказать больше, производственные силы - четверо юношей, двое из которых до этого косы-то в руках не держали, результат - работницы музея, долго наблюдавшие за тем, как мы машем косами, спрашивают: "Деревенские? Косить-то хорошо получается!.." Научились косить, носить, ворошить, копны метать, на сеновал закидывать да ещё и утрамбовывать там сено правильно (тоже, между прочим, особое искусство)! Причём, не только юноши - мы никогда бы не справились без наших замечательных девушек, которые к концу практики тоже научились косить на достаточно приличном уровне!

Только этим наша деятельность не ограничивалась. Помимо прополки кустов и приведения в порядок памятника Чехову, наши девушки помогали работникам музея проводить социологический опрос. Посетители музея опрашивались по вопросам, имеющим целью улучшить деятельность музея и расширить список предоставляемых туристических услуг. В конце концов, мы даже были допущены в своеобразное святое святых - на террасу флигеля "Чайка". Мы помогли работникам музея - починили флагшток и подняли флаг, который больше ста лет назад возвещал окрестным крестьянам, что доктор Чехов в усадьбе и принимает больных, внеся, таким образом, свой историко-реконструктивный вклад в жизнь музея.

"Экие вы, Чеховы, талантливые!"

Участие в открытии выставок - тоже неотъемлемая часть жизни учёного, пусть даже начинающего. Нам повезло: 29 июня в конференц-зале музея открывалась выставка под звучным названием "Экие вы, Чеховы, талантливые!". Наша группа занимала почётное место среди приглашённых. Живой струнный квинтет, приветственные речи, выступление местной театральной труппки, неторопливая прогулка вдоль стендов с картинами, книгами, работами и вещами членов Чеховской семьи и: ещё один урок. На этот раз "от противного": как показная мишура может выхолостить всё содержание. Что ж, человек с высшим филологическим образованием должен уметь и новый смыл в казалось бы знакомом рассказе открыть, и настоящего учёного от профана от науки отличить.

Конечно же, работы по хозяйству были только приятным оформлением нашей основной деятельности - знакомством со структурой музея, участием в экскурсиях, посещением выставок. Каждый музей - это царство вещей. Вещей, помогающих лучше почувствовать писателя как человека, понять, как он жил, чем дышал. Репутация НовГУ и наши "трудовые свершения" позволили нам прикоснуться (в полном смысле этого слова) к этому царству гораздо ближе, чем посетителям. Главный хранитель музея, Ксения Абрамовна Чайковская, устраивала нам занятия по архивно-музейному делу. Как хранятся и в чём хранятся музейные экспонаты, откуда пополняются фонды музея, как составляются и обставляются музейные экспозиции, - всё это мы узнали из её интереснейших рассказов. Тем более, что перед нами открывались все шкафы, коробки, картонки, - в общем, всё, к чему прикасаются только работники музея.

"Сегодня приснилось Мелихово"

Мы побывали с экскурсией в одной из трёх школ, построенных Антоном Павловичем для ребятишек на свои деньги. На огромную сумму в три тысячи рублей (для сравнения, лошадь можно было купить за 10-15 руб.), которые писатель собирал из своих более чем скромных гонораров, была построена эта светлая, удобная, с отдельными помещениями для проживания учительницы, Мелиховская школа, простоявшая более чем сотню лет без единой (!) реконструкции. Мы видели удивительную часовню с зеркальным (!) крестом и церковь, которые он посещал. Рядом с церковью видели могилу замечательного человека - Юрия Константиновича Авдеева, по сути дела воскресившего музей из руин.

Музейщики, проникнувшись к нам самыми тёплыми чувствами, организовали для нас увлекательные поездки и экскурсии за пределы музея. Мы ездили в монастырь "Давидова пустынь", где часто бывал писатель, и даже совершили омовение в святой Талежской купели. В последний день поездки, уже в Москве, мы побывали в музее-квартире на Садовой-Кудринской, где Чехов с семьёй жил одно время, и на Новодевичьем кладбище на могиле писателя.

С большой частью его творчества мы познакомились за семестр в университете. За эту практику мы прикоснулись к какой-то частичке его жизни, которая осталась в наших сердцах.

Что поняли мы - настоящее Мелихово не в пышных словах и не в экспозициях. Оно в той неповторимой атмосфере, которая легко принимает тебя с первых минут пребывания здесь, а потом навсегда остаётся в воспоминаниях и в сердце. Музей (от греч. мпэуейпт) - значит "принадлежащий музам", мелиховский музей, соответственно, - принадлежащий музе Чехова. Когда она прикоснулась к каждому из нас, не знаю. Тишайшей вечерней дремотой тёмных аллей ли? Или тёплой аурой седого великана - серебристого тополя? Или: А разве важно как? Главное, что прикоснулась, оставив что-то тёплое после этой архивно-музейной, активно-музейной, позитивно-музейной практики.

P.S. Месяц или полтора спустя после поездки почти одновременно получил несколько сообщений от тех, с кем жил в Мелихово: "Сегодня приснилось Мелихово. Я думаю, это знак:"

Я тоже так думаю.