Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

В школу, как в омут, с головой! Курс молодого бойца: педагогическая практика

Евгений Баютин, филфак, гр. 2221

Сказано: нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Особенно если эта "река жизни" называется школа.


Кстати, большинству нормальных людей и не придёт в голову этого делать.

Но ты не такой, как все. Тебе больше всех надо. Тебя не пугают опасности и трудности, да и в дипломе у тебя после названия профессии через запятую будет записано "учитель того-то и того-то". Тогда для тебя и только для тебя - этот "Курс молодого бойца": педагогическая практика.

Если тебе только предстоит с головой кинуться в омут пед. практики, то этот словарик сэкономит тебе несколько бесценных нервных клеток. Если ты уже прошёл через это горнило жизни, то описанное здесь всколыхнёт уснувшие было воспоминания, и, кто знает, вдруг у тебя получится по-новому взглянуть на случившееся?

А если ты не имеешь никакого отношения ни к педагогике, ни к педагогическим специальностям, то мы обещаем тебе всего-навсего продление жизни хотя бы на полчаса.

Итак, практикант, помни, что:

Ведущий педагог - это "настоящий" (!) школьный учитель, над бедным классом которого тебе дают совершать свои педагогические опыты. Различают следующие виды таких педагогов: -

Ответственные - при подготовке к уроку требуют показывать им конспект урока (см. Конспект урока). И желательно не в одном варианте. Воспитывают крайне ответственное отношение к практике; -

Не очень ответственные - вопросом вроде "Ведь ты точно не будешь работать в школе, а?" они снимают с себя всякую ответственность за будущее российского образования. Воспитывают не очень ответственное отношение к практике; -

Остальные - меньшинство. Любят заболеть на период твоей практики или просто оставить тебя один на один с классом (см. Класс). Воспитывают: Да всё они воспитывают. Если выживешь:

Дежурство школьное - бывает по столовой (его любят) и по гардеробу (его не любят). В зависимости от старосты класса (см. Староста) либо абсолютно не напрягает, либо загружает по полной.

Дисциплина - она есть, когда в классе находится ведущий педагог (см. Ведущий педагог), нет - во всё остальное время. Исключение: перемены. Здесь дисциплины не бывает никогда.

Дневник - место для твоих автографов. Служит для опосредованного общения с родителями (см. Родители).

Домашнее задание - каким бы умным, добрым и т.д. ты ни был, за одно его ученики не будут тебя любить. Главная несправедливость - у тебя оно всегда больше, чем у них:

Завуч - тебя не касается. Исключения: завуч - твой ведущий педагог (см. Ведущий педагог). А ещё им можно пугать детей, чтобы они хорошо себя вели.

Навыки учителя - то, без чего не выжить в школе (см. Школа). Основные навыки: -

умение показать, что ты всю жизнь знал то, о чем прочитал вчера вечером; -

искусство сказать "Петров! Дневник на стол!" так, чтобы Петров-таки положил этот дневник тебе на стол; -

техника построения ответов на любой коварный вопрос учеников по схеме "Ну, это трудный случай, и вы его ещё не проходили"; -

другие навыки экстремального выживания.

Класс:

1) примерно тридцать человек, не желающих думать, которые приходятся на одного, желающего учить.

2) Те несколько лиц, которые всплывают в памяти, когда ты с гордостью говоришь: "А мы с моим шестым "бэ" (седьмым "вэ", десятым "а") на уроке такое делали:".

Классный журнал - по одним школьным мифам, книга судеб, где для каждого записано то, что он пережил и что ему ещё предстоит пережить; по другим - книга предсказаний, позволяющая с точностью установить, какие отношения с родителями (см. Родители) сложатся у ученика (см. Ученик) в конце четверти (см. Конец четверти).

Конец четверти - Апокалипсис школьного масштаба. Причём, ты на стороне тех, кто вершит суд:

Конспект урока - пишется только к сдаче отчёта по пед. практике (см. Отчёт по пед. практике). Исключения: сам понял, насколько он упрощает жизнь и повышает эффективность твоей работы (см. Навыки учителя). Ещё исключения: писать его вовремя заставляет ведущий педагог (см. Ведущий педагог).

Отличник - потенциальный помощник учителя, пожалуй, единственный из класса, кто всегда может продолжить фразу неопытного практиканта "Вы, конечно, знаете, что:". Однако таит в себе потенциальную опасность знать больше своего учителя. Справиться в этих случаях помогают навыки учителя (см. Навыки учителя).

Отчёт по пед. практике - в зависимости от практиканта (см. Практикант) и ведущего педагога (см. Ведущий педагог) может писаться в форме:

- исторического романа (то, что было на самом деле);

- социальной утопии (как оно должно было быть в идеальном случае);

- научной фантастики (красиво написано, но не про эту реальность);

- разная форма:

Охранник - к сожалению, непременный атрибут сегодняшней школы. Обычно одного возраста с практикантами из университета. Считает свою профессию как минимум на порядок престижнее профессии учителя.

Оценка - это то, что отравляет всю жизнь ученику (см. Ученик). Хотя, конечно, "главное - знания:".

Парта - за ней сидят воспитанные ученики (см. Ученик), на ней сидят (конечно же, не во время урока!) невоспитанные практиканты (см. Практикант).

Пед. практика - пять недель, которые перевернули твою жизнь. А может, и нет. В смысле, не пять недель.

Подлиза - ученик (см. Ученик), который не всегда знает, как проверяются безударные в корнях существительных, но всегда осведомлён о том, кто кого когда и за что обозвал ругательным словом.

Практикант - по большому философскому счёту - это все мы в этой жизни; по маленькому - это несчастный (студент) заброшенный (направленный) волей судьбы (деканатом) в самое пекло жизни (в школу):

Родители - сказочные создания, что-то вроде буки, которыми пугают детей, чтобы они хорошо учились. Если повезёт, то единственным следом их присутствия в вашей жизни останутся росписи в дневниках (см. Дневник). Если нет - то: (см. Родительское собрание).

Родительское собрание - это когда не повезло. Существует негласный договор: ты вроде бы как говоришь что-то умное, родители тебя вроде бы как слушают с серьёзным видом.

Староста - первый друг и помощник практиканта. Обычно представляет собой девочку, которая лучше всех учится (см. Отличник) и которую никто не любит (см. Подлиза).

Столовая - вавилонское столпотворение на переменах и земля обетованная во время уроков. Служит для подкрепления физических сил.

Урок - сорок пять (иногда сорок) минут, которые показывают, чего по-настоящему ты стоишь в этой жизни. Провести его нужно так, чтобы потом не было мучительно стыдно.

Ученик (муж. род.) - объект твоей деятельности, твоя альфа и омега. Выделяют подвиды:

- плохой ученик - тот, у кого были плохие учителя;

- хороший ученик - тот, кто тебе не попадался.

Независимо от подвида требуют любви и внимательного к себе отношения. Занесены в Красную книгу (см. Классный журнал).

Ученики (ср. род.) - собирательное наименование группы лиц, хорошо запоминающее только ошибки своих учителей.

Учитель - Сенека Старший однажды сказал: "Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом". Добавить нечего.

Школа - разные философские течения дают различные определения данного понятия. В самом общем смысле, школа - это: школа.

Словарик этот далеко не полон. Каждый желающий, имеющий бесценный педагогический опыт, конечно же, с лёгкостью продолжит его для всестороннего научного описания этого трансцендентального (см. иррациональность) понятия (см. Школа).

А если серьёзно, опыт останется опытом, полезным или не очень, статистика трудоустройства молодых учителей - статистикой, и обычно не очень радостной: Недостатки школьной системы образования, столь легко замечаемые и столь тяжело поддающиеся исправлению, останутся недостатками, и только тот вопрос, что в самом конце практики тебе обязательно задаст кто-нибудь из учеников, - "А вы к нам правда ещё вернётесь?" - из обыкновенного вопросительного предложения превратится для тебя в светлое и согревающее воспоминание: