Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

В НовГУ - из ГНОУ

Станислав Тихонов

В 2006 году исполняется десять лет Городскому научному обществу учащихся Великого Новгорода.


ГНОУ - это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности. По договору, заключенному еще в 1996 году между НовГУ и Комитетом по образованию Великого Новгорода, сотрудники университета помогают школьным научным обществам (сейчас таковые имеются в 13 образовательных учреждениях города, в них занято 1724 школьника) в разработке конкретных исследовательских проектов. Кстати, по количеству учеников, задействованных в деятельности школьных научных обществ, с большим отрывом лидирует гимназия N№ 2 (617 человек), у гимназии N№ 1, занимающей второе место, - 289 юных исследователей.

Исследования проводятся по 4 направлениям: физико-математическому, естественнонаучному, гуманитарному и техническому. Преподаватели НовГУ консультируют школьников, прошедших отбор по итогам деятельности в своих объединениях и пожелавших работать в секциях ГНОУ. В 2006 году организовывалась работа в секциях "история", "филология", "психология", "экология", "химия", "математика", "физика". Самой многочисленной была группа по филологии - 26 человек, меньше всего школьников занималось в секции "физика" - всего 5.

Каждую весну школьники защищают свои исследовательские проекты на научно-практической конференции. Нынешний год стал особым: впервые между Комитетом по образованию города и НовГУ, с 2003 г. взаимодействующими по нескольким разделам Программы поддержки молодежной науки, была достигнута договоренность о том, что лучшие докладчики конференции ГНОУ получат право выступить на Днях науки университета. В этом году некоторые кафедры отметили прозвучавшие доклады школьников грамотами НовГУ и даже предложили опубликовать их работы в вузовском сборнике.

Очевидно, что подготовить и написать серьезную исследовательскую работу - задача для школьника непосильная. Только единицы, отличаясь недюжинным талантом, способны создать уникальную компьютерную программу или сделать сложнейший перевод детской сказки. Казалось бы, какая наука может быть в школе? Какие научные общества, да еще такие массовые? Вопросы не риторические. Уже в течение нескольких лет повышается уровень требования ко всем школьным работам; ученые университета консультируют школьников не по содержанию и оформлению рефератов, как могло быть раньше, а по вопросам проводимых исследований. Это отразилось и на количественных показателях. Так, с 2002 года число образовательных учреждений, выставлявших работы своих учеников на конференцию ГНОУ, сократилось на 50%, количество работ - на 20, и количество секций - на 7 (анализ проведен главным специалистом Комитета по образованию Ириной Саутиевой и методистом по работе с одаренными детьми Марией Денисовой).

Одной из целей создания ГНОУ было раскрытие и развитие детской одаренности. 10 лет назад этого казалось достаточно. Но, по словам Ирины Саутиевой, сейчас рынок образовательных услуг таков, что Новгородскому университету необходимо и самому позаботиться о будущих студентах, ученых, нужно найти новые способы привлечения наиболее талантливых школьников в НовГУ. В наши дни, чтобы обозначить высокую перспективу (школа-вуз-наука) для молодого человека, необходим дополнительный стимул.

Именно поэтому лучшие исследователи-школьники выступали с докладами в стенах университета, именно поэтому было бы целесообразно учитывать показатели их научного творчества при поступлении в наш вуз. В данное время изучается возможность улучшения содержания и форм работы ГНОУ, придания его деятельности статуса научно-творческого муниципального конкурса молодежи, по итогам которого юные исследователи могли бы получать "зеленый свет" на пути в НовГУ.