Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Эх, раз, да ещё раз...

Мария Клапатнюк

Всю прошлую неделю в общественных местах Великого Новгорода только и разговоров было, что о Билефельдских днях и мероприятиях, организованных в их рамках. Услышав о выступлении некой "немецкой группы", я заинтересовалась и решила: надо сходить!


Войдя в зал ГДК, подумала, что ошиблась в своих радужных ожиданиях: ни барабанной установки, ни бесконечных проводов электрогитар, и даже клавишных - нет. Вместо этого стоят две стандартные гитары, акустические. Через некоторое время на сцену выходят немцы, абсолютно непримечательные внешне мужчина и женщина. Вот только лица очень располагающие - наверное, из-за обаятельных улыбок. Представляются: дуэт "Дружба" (Элла Деппе и Манфред Шнайдер), начинают петь. Да-а-а, желание, пока, только одно: врубить что-нибудь потяжелее и подтянуть "Rammstein". Слушаю, но подозреваю, что через пару песен уйду - скучно.

Неожиданно в зале вырубается свет, естественно, гитары и микрофоны тоже. Русскоязычная половина зала начинает визжать, немцы сдержанно хлопают. А дальше:. Происходит то, почему я, собственно, и пишу эти самые строки (не растерять бы ощущения!).

На сцену поднимается приятель исполнителей (вернее, настоящий друг, с 14-летним стажем товарищества, русский!), и они буквально сразу, в полной темноте организуют "Подмосковные вечера". Придя в себя от неожиданности, подпевать начинают все, кто может петь: выходит на удивление слаженно и дружно.

Совершенно не считаю себя яростным патриотом, но когда сталкиваюсь с чем-то подобным, понимаю: всё-таки понятие "Родина" что-нибудь, да значит!

"Вечера" плавно перетекают в "Барыню", та - в "Цыганочку" и "Очи чёрные", а на "Калинке-малинке" слушатели-подпевальщики, за редким исключением, танцуют в креслах! Пение вдохновило и немцев!

Организаторы тем временем выносят свечи, какая-никакая подсветка обеспечена, и концерт продолжается. Высокий эмоциональный градус публики в наличии: хлопают, кричат "браво", приплясывают, подпевают.

А на сцене в обманчивом свете звучат под две гитары греческие, американские, немецкие, еврейские, испанские песни! Исполнители, сливаясь в двухголосии и разбегаясь в своих партиях, многих заставили поверить в волшебную силу музыки (как тут обойтись без пафоса!).

И всё это было так здорово, вроде, дальше некуда! Так казалось, пока дело не дошло до русской музыки! Как только зазвучали аккорды наших старинных романсов, сразу поверилось, что в 19-м веке цыгане были способны выворачивать наизнанку души романтичных, чувствительных дворян, что для них за ночь спускались целые состояния, без жалости и скупости.

Не буду искать слова для того, чтобы описать, как звучала эта музыка. По-моему, это невозможно.

Я просто сидела в кресле в полной темноте, улыбалась до усталости, всеми силами сдерживала слёзы и ловила мелодии, слова и голоса: сильный, низкий, бархатный, и глуховатый.

Уж не знаю, как это получается, но: Человеческая душа до того точно сумела выразить себя в музыке, что на уроках географии я бы в первую очередь ставила отрывки из народных, музыкальных произведений: а там, дальше подходила к мёртвым картам и говорила об особенностях наций.

Больше не буду пытаться передать свой восторг - невозможно.

Но про главный парадокс концерта расскажу. Итак, половина зала - немцы, вторая - русские! А какой песней закончился концерт?! Конечно, дружным "Ты ж мене пидманула". Причём подпевали с таким энтузиазмом, что мне даже захотелось проверить у доброй половины зала гражданство (с себя начиная!).

После такого завершения публике было очень и очень сложно отпустить выступающих со сцены: эгоистично вызывали "на бис". А потом всё же сжалились и отпустили, с понимающими и благодарными улыбками на довольных лицах.

Концерт не просто удался (несмотря на чисто русские "сучки и задоринки"), он прошёл необыкновенно оживлённо и ярко.

Возвращаясь домой, попала в очень даже чувствительный ливень. Но и это не помогло: мои чувства нисколько не остыли!