Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

На частоте ФМ

Дмитрий Асташкин, 5 курс, отделение журналистики ИГУМ

Успешно защитил кандидатскую диссертацию в области филологии Сергей Борисович Пухачев, преподаватель кафедры журналистики и известный новгородский телеведущий.


Тема его работы - "Поэтика жеста в произведениях Ф.М. Достоевского (на материале романов "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы")". О сути диссертации рассказал сам Сергей Борисович:

- Достоевский всегда говорил о недостаточной силе слова. Отсюда возникла идея, что у него должна была быть своя система для выражения сокровенных мыслей. Какая? Возможно, это человеческая телесность - движение, жест, мимика, даже покраснение/побледнение.

Раньше не обращали внимания на телесное поведение героев. Но оно есть, и оно важно. Например, если вчитаться в "Преступление и наказание", то там можно обнаружить тему телесной тяжести: обилие пьяных, мужик в кабаке - он размахивает руками, пытается танцевать, падает, силится встать: Казалось бы - ерунда. Но Достоевский ничего не делает случайно. Вспомним коленопреклоненного Раскольникова на площади. Святой жест, казалось бы. Но рядом с ним в тексте показано, как пьяный валится в толпу. Это сопоставление не случайно: Достоевский как бы показывает нам, что раскаяние Раскольникова неискреннее. Таковым оно и оказывается.

В каждом романе Достоевского за системой жестов стоит своя мысль. В "Идиоте" это тема судьбы.

Например, у генерала Епанчина самый частотный жест - пожатие плечами. Это явное нежелание вмешиваться в ситуацию. Да он и сам часто любит повторять: "От судьбы не уйдешь". Для "Бесов" Достоевский изобрел целый комплекс "антижестов". "Бесы" как бы ревизуют чисто христианские движения.

Например, поцелуй в плечо - так младшие священники целуют старших, а в "Бесах" подпоручик кусает майора в плечо. Есть там жест антиумиления как противопоставление иконе "Умиление". Лямшин в сцене убийства Шатова прижимается головой к груди Петра Верховенского.

Исследование жестов в творчестве Достоевского - тема не то чтобы совсем новая: есть три статьи, в той или иной степени посвященные жесту. Но в целом это - непаханое поле.

Хотя жестов не так-то и много: информативных движений насчитывается всего около шестидесяти. Если учитывать их значение в художественном произведении, то можно извлечь дополнительные смыслы. К примеру, у Тургенева жесты чисто ситуативные и мотивные, отображающие состояние персонажа: грустит герой - значит, опустил голову. Какой-то символики жестов я у него не нашел. У Гончарова - великолепное описание Обломовки, где выражается через горизонтальные линии, ленивые движения. И так далее:

- Почему для изучения Вы выбрали именно эти романы?

- Это так называемое "пятикнижие" - центральная часть прозы Достоевского. Да, можно было бы остановиться только на "Идиоте" или на "Преступлении и наказании". Но в диссертации я хотел рассмотреть их вместе, комплексно. Получилось по тридцать страниц на роман.

- Чем планируете заниматься теперь?

- От Достоевского я смертельно устал: ФМД - человек жесткий, жестокий и гениальный. У меня под влиянием его романов даже были кошмарные сны. Нельзя постоянно жить на лезвии - его надо либо читать через строчку, либо полностью погрузиться в творчество. Третьего не дано.

Поскольку телесность в русской прозе никем еще не изучена, то мне хочется составить некую энциклопедию или словарь русского литературного жеста.