Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Ускорил "Темпус-Тасис"

Подготовила Ольга Полякова

Одной из значимых страниц международной деятельности НовГУ, несомненно, является проект "Темпус-Тасис", реализуемый в ИЭУ.


А теперь уже и ИНПО участвует в аналогичном проекте под эгидой Евросоюза.

Сейчас, когда работа близится к завершению, можно уже говорить о предварительных результатах, о том, какую роль играет данный проект в развитии Института экономики и управления. Об этом мы беседуем с координатором проекта, доцентом кафедры экономической теории, к.э.н. Анной Владимировной Веткиной.

- Идея проекта возникла около шести лет назад. Движение к единому образовательному пространству характеризует новые тенденции в развитии Европы, а Россия очень восприимчива к инновациям. Сейчас очевидно, что всем вузам придется переходить на двухуровневую систему. И мы еще тогда подумали, что методическая подготовка в этом плане нам очень пригодится, а грант Евросоюза стал большим подспорьем. Здесь важно быть осторожным: и "старое" не разрушить (наше фундаментальное образование традиционно ценится на Западе), и не отстать от преобразований, которые стали очевидным требованием глобального времени.

Проект начался с анализа учебной ситуации, учебных планов для их возможной корректировки, "подгонки" под европейские требования. В результате мы создали модульный (гибкий) учебный план, который позволяет прослеживать предметную взаимосвязь. Это новый взгляд на построение учебно-методических материалов. Было отобрано 17 модулей - базовые профессиональные дисциплины: экономическая теория (микро- и макро-), маркетинг, логистика, статистика и др.

Второй момент: по проекту мы получили довольно много техники, в том числе офисного и мультимедийного оборудования. Так, в ИЭУ появились комплекты "проектор + ноутбук" - "комильфо" любой современной учебной аудитории. Преподаватель всегда может подключиться к Интернету, демонстрировать слайды, презентации, видеофильмы, необходимые для совершенствования активных методов преподавания, проведения презентаций и деловых игр. Подача материала в наглядной форме активизирует внимание студентов. Проект обязывает преподавателей осваивать различные компьютерные программы. Мы приобрели ризограф и создали учебно-издательский центр, позволяющий решить проблему обеспечения учебно-методическими материалами.

С "Темпус-Тасисом" у нас появилось "Темпус-бюро". Это просторное помещение с компьютерной лабораторией и постоянным выходом в Интернет. Наши зарубежные гости, которые часто к нам приезжают, могут здесь спокойно заниматься работой, отдыхать, использовать как место для встреч. В Темпус-бюро сформирована небольшая, около 70-ти названий, библиотека на немецком и английском языках - ведущие учебники и учебно-методическая литература по экономическим дисциплинам. Это, безусловно, важно как для формирования новых синтезированных подходов к преподаванию, так и для освоения и изучения иностранной бизнес-терминологии.

В-третьих, осуществляется широкий обмен научными сотрудниками. Есть возможность в рамках проекта организовывать встречи с коллегами из университетов Швеции (Готланд), Германии (Падерборн). Мы устраиваем методологические семинары, делимся опытом преподавания экономических дисциплин. И находим много общего. Экономика - классическая наука, но нужно учитывать национальные, возрастные особенности аудитории. Очень много можно почерпнуть из общения с зарубежными коллегами. Причем, как всегда, подчеркивает заместитель директора ИЭУ Е.А. Бондаренко, в рабочие командировки ездят не только начальники для подписания договоров, но рядовые преподаватели, для них это нужнее и полезнее.

В-четвертых, в ИЭУ создан центр поддержки дистанционного обучения. Эта выигрышная и экономичная форма обучения по каким-то причинам пока еще не получила широкой популярности у студентов и преподавателей. А возможности очень хорошие. Хотя и проблем много - нужны компьютеры, доступ к быстрому Интернету:

Последнее, что нам необходимо реализовать в рамках проекта, - распространение результатов. Сейчас мы ищем российских партнеров, заинтересованных в нашем опыте. С этой целью мы запланировали командировки в Саратов и Волгоград в июне, а в Иркутск и Благовещенск - в сентябре. Такие поездки всегда обоюдно полезны: мы познакомимся с коллегами, расскажем им о перспективах международного сотрудничества.

Все, что было запланировано в рамках проекта, на сегодня реализовано: разработаны модули, семь из которых изданы, а десять готовятся к печати, создан центр дистанционного обучения, подготовлена мощная база для внедрения новых стандартов.