Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Образование глазами Александра Гордона: "за" и "против"

Иван Жилин

Перечень знаменитых гостей НовГУ пополнился 19 октября именем Александра Гордона.


Известный телеведущий встретился в Центре творческой интеллигенции имени В.В. Сороки с преподавателями и студентами университета.

Александр Гордон - человек с насыщенной биографией. Как заявляют энциклопедии, он успел и полежать в психиатрической лечебнице имени Кащенко, и эмигрировать в США, и побывать разносчиком пиццы, и поработать американским журналистом, и (вернувшись в 1997 году в Россию) стать популярным телеведущим интеллектуальных передач.

На встрече гость рассказал о себе и своих проектах. После этого ответил на вопросы аудитории, варьировавшиеся от "Как вы относитесь к масонству?" до "Какое место занимает в мире система российского образования?". Ответ на последний вопрос привлек к себе особенный интерес публики:

- У нас было классическое образование, которое создало нашу интеллигенцию. Просто потому, что оно было комплексным и помогало формировать мировоззрение. Да, оно не подходило для быта: 90% из полученных знаний нам не пригодилось. А те науки, которые были необходимы, мы получали в дальнейшем обучении. Американская же система дает утилитарное образование. Этого образования достаточно для того, чтобы заработал на жизнь.

Но в России образ жизни меняется гораздо быстрее, чем система ценностей. И мы находимся в шизофренической раздвоенности сознания. Так что я считаю попытки преобразовать нашу систему образования в западную - прямой и удачной диверсией с их стороны. Раньше у нас была возможность строить свое мировоззрение. Теперь для меня слова "Болонский процесс" - самый отчаянный мат, который можно произнести.

Александр Гордон своими неоднозначными высказываниями породил в аудитории дискуссию:

- Я вообще выступаю против всеобщего среднего образования. Люди рождаются разными, для разного труда. И некоторым нет никакой необходимости забивать себе голову различными знаниями. А другим оно необходимо. Но это элита, именно ей всегда доставалось университетское образование. Теперь оно достается всем. Четыре класса образования (читать, писать, считать) и - если у человека нет явных способностей к дальнейшему обучению - пусть он осваивает какую-нибудь профессию. Так было и в царской России, и в первые годы СССР. Почему мы сейчас хотим дать всем высшее образование?

* * *

"Образ будущего" Александра Гордона глазами Вагана Машкова.

В Великий Новгород Александр Гордон приехал как руководитель Межрегионального общественного движения "Образ будущего".

В нашем городе оно активно работает с 2006 года. За это время движение "Образ будущего" боролось за спасение речки Веряжки, собирало коньки, кормило бездомных животных и т.п.

Но универсантов интересовали другие темы: образование в России, ее политическое устройство, и давний вопрос - поиск русской идеи. Гордон, высказывая свое мнение, заметил, что чувствует себя, как Путин, который день назад в прямом эфире отвечал на вопросы страны.

Студентов задело мнение Александра Гордона, что высшее образование должна получать исключительно некая интеллектуальная элита, а не все желающие. Возникла дискуссия. Но истина не родилась - каждый остался при своем мнении.

А каков же образ будущего современной России для Александра Гордона? Белый лист формата А4, внизу написано: "Образ будущего".

То есть каждый сам творит свое будущее, а вместе мы создаем будущее страны. Каким оно будет - зависит только от нас!