Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Сквозь дебри техник и приемов

Светлана Акифьева, член молодёжного объединения при Новгородской организации Союза художников России

Каждый год в феврале Центр творческой интелегенции им. В.В. Сороки и Новгородская организация Союза художников РФ представляют выставку молодых художников Новгорода, посвящённую памяти Первого Президента НовГУ.


Молодые художники и директор Центра Л.М. Сорока.
Молодые художники и директор Центра Л.М. Сорока.

В этом году участники показали 63 работы. Общее впечатление - разнообразие: живопись, графика, декормативно-прикладное искусство. А по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт.

30 марта выставка завершит свою работу. К сожалению, художественная критика - специалисты, искусствоведы и культурологи - продолжают хранить таинственное молчание, явления художественной жизни города из года в год получают, в лучшем случае, лишь информационное освещение, что для развития искусства недостаточно.

Тем не менее выставка состоялась и не только выявила личные успехи и достижения молодых художников, но обозначила проблемы. Среди них - соответствующее оформление работ и отнюдь не бесспорная экспозиция выставки.

Но самой серьёзной для молодежи остаётся проблема содержания и формы художественного произведения.

С этой точки зрения художественное качество работ оставляет желать лучшего. Робко двигаясь в освоенном стилистическом русле, художники словно продираются сквозь дебри техник и приёмов и лишь в редких лучах всё же находят соответствующую форму, адекватную замыслу. Это - наглядный показатель общего упадка профессиональной художественной школы. Он отражается не только в слабом владении формой и технологиями, но и в потере духовного стержня, на котором основывается вся суть искусства.

Эти сложные вопросы не могут решиться сиюминутно, но всерьёз задуматься над ними пора и художникам, и зрителю. Перестать, наконец, искать и делать в искусстве заведомо вторичную по сути, увлекательную и интригующую картинку для интерьера, а требовать глубины содержания и от личности художника, и от раскрытия темы.

Отражение этих проблем проявилось в той или иной мере в каждой из работ. Но также очевидно, что более серьёзный уровень имеют те произведения, авторы которых постоянно и серьёзно работают, участвуют в жизни художественной среды.

В этой связи можно выделить работы нескольких художников. Лирические пейзажи Оксаны Немолочновой отличает неизменно внимательное и трепетное отношение к скромным мотивам северной природы. Среди работ Елены Васильевой особо отмечу "Автопортрет" как убедительный пример того, что тщательный отбор изобразительных средств - кратчайший путь к созданию выразительного художественного образа. Композиция, колорит и фактура холста соединились в натюрморте Надежды Золиной "Подсолнухи" в органическое целое. Контраст содержания и цветопластического решения выявил пронзительный и трагический образ. Трогательное впечатление производят графические листы Александры Лосевой и Дарины Сидоровой - первые, но вполне профессиональные работы студенток НовГУ.

К сожалению, работы, представителей символического направления не порадовали авторскими находками. В связи с этим хочется предостеречь коллег от прямого цитирования известных, поверьте, не только вам, полотен, и напомнить, что искренне выраженное чувство в искусстве гораздо ценнее и важнее ярких и эффектных заимствованных образцов.

Подводя итоги "Очередной молодёжной", хочу пожелать нам всем каждой своей работой отвечать на три вечных в изобразительном искусстве вопроса: "Что?", "Как?" и "Зачем?".

Такие мысли о нашей выставке возникли у молодого художника, который размышлял о ней в контексте современного художественного процесса.