Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Школьников ждут ГНОУ и НовГУ

Владимир Шадурский, президент ГНОУ

В этом году исполняется тринадцать лет Городскому научному обществу учащихся Великого Новгорода (ГНОУ).


ГНОУ - это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности. По договору, заключенному еще в 1996 году между НовГУ и Комитетом по образованию Великого Новгорода, сотрудники университета помогают научному обществу школьников в разработке конкретных исследовательских проектов.

Преподаватели НовГУ консультируют учащихся, прошедших отбор в своих школьных объединениях. Сейчас исследования проводятся по трём направлениям: физико-математическому, естественнонаучному и гуманитарному. В этом году работали секции "информатика", "математика", "физика", "экология", "химия", "биология", "история", "литературоведение", "психология".

Этой весной как всегда на научно-практической конференции ГНОУ защищали исследовательские проекты 77 учащихся из 1-й университетской гимназии им. академика В.В.Сороки, гимназий NN№№ 2 и 4, "Исток", "Эврика" и "Новоскул", комплекса "Гармония", лицея-интерната, школ NN№№ 2, 6, 8, 23, 33 и Политехнического колледжа НовГУ. Больше всего ребят, защитивших работы, было в секции "математика" - 14, наименьшее - в секциях "история" и "психология" - по 4 человека.

С 2003 года по договоренности между Комитетом по образованию города и НовГУ, действующей по нескольким разделам Программы поддержки молодежной науки, лучшие докладчики получили право выступить на Днях науки университета. Уровень отдельных докладов достаточно высок, настолько, что учащихся ГНОУ по итогам Дней науки университета наградили грамотами НовГУ, а тезисы их выступлений публикуют в вузовском сборнике. Ежегодно кто-то из воспитанников ГНОУ выступает на научных мероприятиях за пределами Новгорода и делает это успешно.

Подготовить и написать серьезную исследовательскую работу - задача для школьника очень трудная. Только единицы, наделенные недюжинным талантом, способны создать уникальную компьютерную программу или сделать сложнейший перевод детской сказки. Так что, казалось бы, какая наука может быть в школе? Какие научные общества, да еще такие массовые? Вопросы не риторические. А ответ: это всё уже есть!

Несколько лет подряд повышается уровень требований ко всем школьным исследовательским работам, поэтому ученые НовГУ консультируют школьников не по содержанию и оформлению рефератов, как было вначале, а по вопросам проводимых исследований. Тем более обидно, что после большой работы, проведенной преподавателями НовГУ, выпускники ГНОУ направляются на учебу в другие города, в Новгороде остаются единицы:

13 лет назад, в 1996 году, одной из целей создания ГНОУ было раскрытие и развитие детской одаренности. Тогда этого казалось достаточно. Однако сейчас рынок образовательных услуг таков, что вузу необходимо и самому позаботиться о будущих студентах, о молодых ученых, найти новые способы привлечения в НовГУ талантливых школьников, требуется найти дополнительные стимулы, чтобы заинтересовать способных девушек и юношей учебой именно в нашем университете.

Работа преподавателей НовГУ в научном обществе учащихся и должна содействовать повышению престижа, росту авторитета университета среди молодежи. Именно поэтому лучшим исследователям-школьникам предоставлено право выступить с докладами в стенах НовГУ.

Но именно поэтому университету было бы целесообразно выстроить политику так, чтобы наиболее талантливые не покидали наш город, а продолжали свое научное творчество в НовГУ и обогащали своими знаниями и открытиями Новгородскую область.