Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Гитаротерапия: от классики до рока

Вот и открыл очередной сезон университетский салон "Последний четверг".


Руководит им Мария Александровна Васильева, преподаватель Педагогического колледжа НовГУ. Прежний руководитель, страстный любитель стихов и сам поэт, самозабвенный организатор вечеров Ю.Чистяков безвременно ушел из жизни этим летом. Но cалон, родившийся по благословению первого президента НовГУ В.В. Сороки, живет!

Вот уже дважды этой осенью cалон приглашал творческих людей. Октябрьское собрание было посвящено гитаре. Своими впечатлениями о Салоне поделилась Татьяна Дамрина, студентка-первокурсница отделения журналистики, ИГУМ:

- О не-е-ет, надо уже унять эту дурацкую дрожь в коленках.

Нервишки шалят: сижу, как на: как бы выразиться помузыкальней: как на гитарных колках. Вокруг меня - такие же взбудораженные лица. Многие наспех повторяют свои партии, кто-то настраивает аппаратуру. Осталось несколько минут до начала "Последнего четверга".

Под этим немного мистическим названием скрывается литературно-музыкально-художественный салон, традиционно проводимый в НовГУ в последний четверг каждого месяца. Нынче "почетверговать" собрались новгородские гитаристы, исполняющие музыку различных направлений. И каким-то образом среди массы рокеров, бардов и проч. оказалась: я.

Концерт задерживают на двадцать минут. Наконец, объявляют начало, а это означает - пора на сцену! Первое групповое выступление - я и ещё трое энтузиастов попеременно, выражаясь музыкальным жаргоном, "лажаем". Но виду не подаём, и наши номера проходят, в принципе, гладко. Затем несколько сольных инструментальных выходов. Все аплодируют, всем нравится: а у меня внутри идёт война между спокойствием и паникой. Вслушиваюсь в слова ведущей, и внезапно понимаю, что сейчас объявляют МОЙ номер. Выхожу на сцену: и чувствую: я спокойна. Правда, на первых аккордах голос предательски дрогнул. Но видимо, в это момент "Рыцарь Спокойствия пронзил Воина Паники синтетической струной", и романс "Утро туманное", который я имела честь исполнять, был сыгран и спет, как смела мне шепнуть моя гордость, вполне неплохо.

Следом - ворох неожиданных приятностей. Во-первых, бардовская и дворовая песня - то лирично-протяжная, то пульсирующая, говорящая "актуальными" словами. Исполнитель своих и чужих шедевров Владимир Касьянов предупредил сразу: по неизвестной ему причине в его песнях много "алкоголя". И правда - тема выпивки проскальзывала часто, но, по заверению барда, сам он "не пьёт: почти".

Во-вторых, выступление двух юношей (увы, я не запомнила их имён) - прозвучали их собственные песни в стиле "рок" на полуакустической и "электрухе".

Несколько зажигательных ретро-мотивов привнёс эстрадный ансамбль "Ностальгия".

Но гвоздём программы, пожалуй, стало выступление Александра Арефьева - виртуоза электрогитары. Выйдя на сцену, он сразу извинился:

- В афише написано, что я сыграю хард-рок, но сомневаюсь, что это возможно: зал слишком маленький, а примочек требуется много, и, пожалуй, стены и ваши уши такого напряжения не выдержат.

- И не только уши, - мудро заметил мой сосед.

Но отсутствие хард-рока концерт ни капли не испортило. Я с замиранием сердца слушала незнакомые мотивы, таращила глаза на пальцы гитариста, бегавшие по грифу с ультразвуковой скоростью.

Приятно удивила сольная программа барда-исполнителя Дмитрия Бардымского, известного в нашем городе как "Дмитрий Иванович". Преподаватель гитары, ставший почти новгородской легендой, представил сольную программу "Двигаясь во времени". Здесь звучали авторские песни, отражающие разные эпохи и направления. На протяжении всего выступления я пожирала глазами Бардымского-Ивановича и... улыбалась: просто не ожидала, что мой, МОЙ преподаватель гитары может так хорошо петь! О технике и аранжировке и говорить нечего: от многих знакомых слышала лестные отзывы о его выступлениях. "Последний четверг" это ещё раз подтвердил.

Было хорошо, но: много. Это, пожалуй, было единственным недочётом наших творческих посиделок. Длился "Четверг", ни много ни мало, три с половиной часа. Основная часть зрителей к середине концерта поутомилась и, не дождавшись интересного и неинтересного, начала расходиться. До конца досидели самые стойкие, к которым по полному праву могу причислить и себя.

Но замечу: кто не досидел - много потерял, а кто не был - тот и подавно:

* * *

Салон состоялся в выставочном зале НовГУ на фоне выставки "Традиции и современность (мозаика, стенная роспись, витраж)". Это подарок художников-монументалистов С.-Петербургского Союза художников Новгороду в честь его юбилея (фото вверху).

На стенах зала - репродукции, наклеенные на пенокартон: образцы стенописи и мозаики в оформлении православных храмов, общественных зданий и жилых помещений, станций петербургского метро, ресторанов, библиотек, университетов.

Безусловно, новгородцы больше привыкли к старинной росписи. Здесь же при изготовлении мозаики, стенной росписи и витражей используются новые материалы и технологии, и сюжеты - нашего времени. Все очень ярко, красочно.

Выставку, если поторопиться, можно посмотреть - она того стоит!