Моё лето - моя маленькая жизнь | ||||
Ольга Селезнева, гр. 8361, ИНПО
| ||||
Обязательную летнюю педагогическую практику я проходила в летнем оздоровительном центре "Гверстянец". | ||||
Я впервые не только была воспитателем отряда, но и вообще в лагере. Из-за этого, безусловно, возникали сложности. В первую очередь - жесткий распорядок дня, опаздывать категорически никуда нельзя было даже на 5 минут. Поэтому я и сама постоянно следила за временем, и детей приучала. К середине смены ребята уже самостоятельно старались поддерживать график. Отряд у меня был впечатляющий - 40 человек! Это 20 мальчиков и 20 девочек по 12-13 лет. В работе были разные ситуации, многому пришлось учиться с нуля, хотя до практики я прошла подготовку в школе вожатых, отрабатывала навыки на инструктиве. Но, несмотря на сложности, я получила массу положительных эмоций, навык работы с детьми и администрацией лагеря, со старшими вожатыми, возможность взаимодействовать в большой команде. Ведь все люди разные, просто необходимо было находить точки соприкосновения, сглаживать все неровности в отношениях, переживать все радости и разочарования с детьми, пытаться научить ребят не стесняться и показывать свои таланты, развивать их способности. Каждую минуту я чувствовала ответственность за то, что происходит в душе каждого ребенка. Я знала, что одна из множества задач в работе - мотивировать ребят каждый день проживать с запасом энергии. Ведь не каждый хотел вставать на зарядку, выступать на мероприятиях. Были конфликты, ссоры, но в таких ситуациях я старалась полностью разобраться в проблеме и не допускать продолжения конфликта. Поэтому было необходимо каждое утро вставать с хорошим настроением и заряжать им детей. Конечно, бывало и такое, когда мы с вожатыми полночи готовили костюмы, реквизит, сценарий для завтрашнего мероприятия, соответственно не высыпались. Но ничего! Надо вставать и идти работать, каждую секунду вкладывая всю свою душу. Дети все чувствуют и понимают, впитывая все, как губки. У некоторых из них неблагополучные семьи, и надо было выбрать чуть другой стиль общения, больше уделять внимания, но не выделять таких детей. Вообще перед каждым вожатым стояла наверно самая сложная задача - сплочение временного детского коллектива. Ребята не знали друг друга до лагеря, и надо было создать не только условия для развития личностных качеств, но научить детей взаимодействовать в большой команде.
У детей в этом возрасте полоролевое разделение: образуются две микрогруппы - мальчики и девочки. Поэтому сложно так организовать их деятельность, чтобы энергия и талант уходили не на выяснение отношений между мальчиками и девочками, а на одну большую идею, создание самого лучшего и дружного отряда. Когда я только собиралась в лагерь, то пыталась продумать, как лучше начать огонек знакомств, что говорить, как создать доверительную атмосферу, чтобы ребята не стеснялись. Я пыталась продумать все, вплоть до одежды (это важно, ведь имидж вожатого не последний в восприятии детей). А еще мы, вожатые, до заселения по корпусам не знали, сколько человек будет в отряде, какой возраст. Но с ребятами мне повезло! Хотя вначале было сложно правильно поставить себя в отряде. Было необходимо создать доверительные, в какой-то степени дружеские отношения, но быть авторитетом для ребят - иначе слаженной работы не получится. Я считаю, что этот аспект моей деятельности получился, я всегда знала, что происходит в отряде, ребята обращались ко мне со своими проблемами и делами. Для меня было важно такое отношение, и я очень дорожила доверием воспитанников. Я, конечно, понимала, что это еще дети, но все же пыталась найти в их проблемах смысл, понять, помочь. И даже сейчас, когда смена уже прошла, есть некоторые дети, с которыми мы продолжаем общаться, организовывать встречу отряда. Для меня эти три недели стали не просто обязательной практикой, это огромный и бесценный опыт. Я ни разу не пожалела, что решилась на такой ответственный шаг: взрослые тоже должны учиться у детей. Так что стоило прожить эту маленькую жизнь там! |