03.08.2021 Алексей Гиппиус рассказал, что новгородцы до XIII века воспринимали письменность как христианскую технологию Член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Алексей Гиппиус провёл лекцию о берестяных грамотах на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2121». На сегодняшний день в Великом Новгороде нашли 1137 берестяных грамот. Последнюю обнаружили 23 июля 2021 года. Первые берестяные грамоты получали отдельные названия – например «письмо о позёме и даре», «письмо о корове». Сейчас грамоты индивидуальных названий не получают, так как стали более привычным источником исторической информации. Корпус берестяных грамот в России насчитывает 1247 документов. Их лексический арсенал — 17 тысяч слов. Это примерно 80 страниц пергаментной рукописи. Грамоты находили в 17 городах России, Белоруссии и Украины. По числу находок с большим отрывом лидирует Великий Новгород. На втором месте Старая Русса с 52 грамотами. Дальше идут Торжок (19 грамот), Смоленск (16 грамот), Псков (8 грамот). Среди новгородских документов на бересте есть учебные тексты — например, упражнения мальчика Онфима, церковные — книга вечерних молитв, литературные и фольклорные — примером служит заговор с именем ангела Сихаила. Это апокрифический архангел, который помогал в борьбе с лихорадкой. В условиях влажного климата Новгорода это было чрезвычайно важно. Среди берестяных грамот встречаются и черновики документов, поскольку оригинальные документы составлялись на пергаменте. Берестяные грамоты – это практическое, бытовое письмо русского Средневековья. По словам Алексея Гиппиуса, новгородцы уже в XII веке задумывались о роли этих текстов в культуре. Например, Кирик Новгородец в одном из своих текстов задавался вопросом — не грех ли жителям Новгорода ходить ногами по брошенным на улице берестяным грамотам. Причина таких рассуждений кроется в том, что письменность на Русь пришла как христианская технология — она была нужна для записи священных текстов. Некоторые грамоты XI века свидетельствуют о том, что Ярослав Мудрый собирал детей попов и старост для обучения их грамоте. Он планировал вырастить не просто грамотную прослойку для воспроизведения религиозных текстов. Его целью было создание элиты, которая могла бы использовать письмо в других целях. — Обучившиеся грамоте в школе Ярослава Мудрого использовали в письме крест, ставили его перед текстом, — подчёркивает учёный. — Причина в том, что они осознавали себя как новый христианский народ. В более поздних текстах, XIII-XV веков этого символа мы уже не находим. Письмо к тому времени стало рутиной. Для передачи информационных сообщений новгородцы использовали и голые на момент постройки стены Софийского собора. Формы новгородской письменности связаны между собой, подчёркивает Алексей Гиппиус. — Берестяные грамоты связаны с пергаментом, пергаменты с летописью. Летопись с эпиграфикой, эпиграфика с предметами, на которые нанесли надписи. Все эти источники следует воспринимать как единое целое, — резюмировал ведущий научный сотрудник школы филологии НИУ ВШЭ. Служба новостей Новгородского университета |