15.09.2021 На исторических чтениях в Новгородском университете обсудили итоги опроса школьников об Александре Невском 13 сентября в Новгородском университете прошли исторические чтения, посвящённые 800-летию Александра Невского. Участники говорили об исторической роль князя, её отражении в памятниках древнерусской литературы и иконографии, археологических находках, связанных с эпохой Александра Невского, и других аспектах изучения его деятельности. Доцент кафедры истории и археологии НовГУ Наталья Федорук представила результаты анкетирования школьников Великого Новгорода. За неделю пятикурсники Анастасия Кузнецова, Елизавета Чечельница и Виталий Полозов опросили 158 детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Студенты уже работают в школе учителями истории и обществознания. Аналогичное анкетирование уже проводили в 2017 году. Организаторы опроса рассчитывали, что результаты повторного опроса будут более позитивными. — Мы думали, что огромный массив информации, связанный с фигурой Александра Невского в 2021 году, исправил ситуацию, — отметила Наталья Федорук. — Но, как показал новый опрос, по-прежнему есть, над чем работать. Анкета состояла из четырёх вопросов. В итоговых диаграммах были отдельно выделены ответы мальчиков и девочек. На первый вопрос «кто такой Александр Невский?» 24% девочек ответили, что это князь. Ещё 35% знают, что он полководец. В совокупности был сделан вывод, что 59% опрошенных школьниц знают о личности князя. 6% дали ответ «не знаю». — В то же время на себя обращает внимание такой сугубо женский вариант ответа «мужчина» и ответ «писатель», — комментирует Наталья Федорук, — Насколько мы знаем, в этой стезе Александр Невский себя не проявил. Среди мальчиков большинство ответили «князь» и «полководец» — 49%. Ответ писатель вновь встречается у 4%. В целом, большинство детей (50-60%) в курсе, что Александр Невский был правителем, правда расходятся с интерпретацией: Князь, император или царь. Любопытно, что 1% мальчиков ответил, что это генерал, а девочки посчитали его полковником. Второй вопрос касался времени жизни Александра Невского. Школьники отвечали по-разному: звучали варианты в диапазоне от VIII до XX века. Среди девочек правильно ответили 44%, а 13% признались, что не знают. Примерно такая же картина — и у мальчиков. По словам Натальи Федорук, это свидетельствует о том, что за время изучения истории никакой хронологической привязки школьники не получили. Более интересным, на взгляд исследователей, стали ответы на вопрос: «в каких событиях принимал участие Александр Невский». — Девочки проявили хорошую информированность. Значительное количество знает, что он участвовал в Невской битве и Ледовом Побоище. В сумме ответ «битва на Неве» дали 70% опрошенных школьниц, — рассказала Наталья Федорук. Отдельно она отметила ответ «разгром ига», который дали 3%. Ни одного события не смогли вспомнить 14% школьниц. 60% мальчиков ассоциируют Невского с сражениями на Чудском озере и реке Нева. Некоторые участники опроса упомянули битву на Куликовом поле и даже Гражданскую войну. Поводы для оптимизма дал ответ на последний вопрос: «где в Великом Новгороде увековечена память об Александре Невском?». Девочки знают о памятнике князю на набережной. Также в ответах встречаются упоминания некоего памятника в кремле, на набережной реки Гзень, памятника Тысячелетия России и просто памятника. 8% новгородских школьниц не знают ни одного объекта. Мальчики также хорошо знают о набережной и памятнике на ней. 8% не смогли вспомнить ни одного объекта. — Некоторые представления о князе, которые зафиксировало анкетирование, довольно странные, — отмечает Наталья Федорук, — Например, кто-то считает, что Александр Невский — это путеводитель или человек, который построил набережную, стоит на коне у реки Волхов и родился в XIII веке, а умер в XVI. Итоги опроса показали, что от 50 до 60% школьников имеют представление об этой исторической фигуре. Но есть определённый процент детей, у которых представление о российской истории искажено. — Гуманитарному институту НовГУ есть чем заняться в сфере просвещения и распространения знаний. Надеемся, что после выпуска наши студенты пойдут работать преподавателями и расскажут детям, кто сидит на коне и какой князь разобрался с игом, — заключила Наталья Федорук. В 2021 году во многих регионах России проходят мероприятия, посвящённые 800-летию Александра Невского. Основной аудиторией исторических чтений в НовГУ стали первокурсники исторического направления. Служба новостей Новгородского университета |