22.10.2009 Датская жизнь новгородского князя (газета "Новгород" от 22.10.2009). В воскресной школе Покровского собора Великого Новгорода открылась выставка картин и икон новгородского художника и иконописца Елены Горбуновой-Гребенниковой. Елена Владимировна написала более 100 православных икон, в том числе надвратную икону Покровского собора, ее богатый опыт и знания помогли в реставрации ряда икон петербургских и итальянских храмов. А недавно она прилетела из Копенгагена, где завершила реставрацию надвратной иконы православного храма Благоверного князя Александра Невского. Церковноприходской совет датского храма для этой работы выбрал новгородского мастера. – Получилось знаменательное совпадение, – улыбается Елена Владимировна, – икону с изображением новгородского князя реставрировал именно новгородский специалист! Храм для супругиХрам Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене был построен российским императором Александром III в 1883 году для супруги – великой княгини Марии Федоровны, датской принцессы по происхождению и православной по вероисповеданию. Копенгаген – не только родной город императрицы. Здесь состоялась помолвка будущих супругов. Потом они часто приезжали сюда. После революции вдовствующая Мария Федоровна переехала из России в Данию, и здесь, в этом храме, в 1928 году ее отпевали… Сегодня это единственная православная церковь в Дании. В нее приезжают верующие не только со всей страны, но и из Швеции. Внутри храм оформлен в стиле русского узорочья. Настоятель церкви отец Сергий ведет службу на четырех языках, чередуя их в течение недели: на датском, русском, сербском, греческом. Оригинальная икона– Реставрированную икону, – рассказывает Елена, – трудно назвать надвратной. Она расположена очень высоко, почти рядом с куполом, и вставлена в небольшое каменное углубление. Что тоже нехарактерно – икона подписана автором: в левом нижнем углу написано «Ф. Бронниковъ. 1882». Федор Бронников – русский художник, профессор исторической живописи. В 1853 году по окончании учебы в Академии художеств получил высшую похвалу – Большую золотую медаль – за икону «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость» и звание «классного художника первой степени».
Основой красочного слоя иконы оказалась французская вулканическая эмаль. «Она похожа на керамическую плитку, – поясняет художник, – только более металлизированная. Эмаль в «кракелюрах» – сетке мелких трещин – местами была выплавлена вместе с красками. Изначально изображение прикрывало стекло. В середине прошлого века после первой реставрации стекло сняли. В результате помимо воздействия атмосферных осадков и печной сажи икона оказалась пораженной грибком. Кое-где грибок уничтожил фоновые цвета до основания. Меч, который держит князь, тоже был изъеден. К тому же часть красок выцвела. Плащ, например, оказался бледно-сиреневым, а не багровым». Необычные решенияПо предварительному договору работа должна была выполняться в мастерской, чтобы икона лежала горизонтально и закрепляющие грунтовки легли правильно, пропитывая основу, а не скатываясь вниз. Но оказалось, что это сделать невозможно ввиду жесткого крепления иконы. Поэтому пришлось работать на месте на высоте примерно седьмого этажа. Попытка промыть изображение реставрационными эмульсиями не удалась. Чистку пришлось делать механическим способом сантиметр за сантиметром, до самой эмали. Еще тяжелее было счищать грибок и сажу на живописных участках, где можно было задеть красочный слой. Помогли знания не только технологий реставрации, но и анатомии человека, в особенности, когда пришлось реконструировать руки и лик. Благо, в иконостасе была уменьшенная копия реставрируемой иконы того же автора и можно было восполнить потери. Благодаря ей были уточнены цвета плаща, пола, восстановлен меч. Окончательно отреставрированная икона. Посланник доброй воли– Елена Владимировна, каков был режим работы в Дании? – Мне предоставили комнату при храме с кухней и ванной. Первые дни расчистки работала с 8 утра и пока не стемнеет. В перерывах во время просушки улетала домой, потом опять прилетала. Вот такими этапами два месяца… – А как отреагировали прихожане? – Они были очень рады. Хотя большинство из них не знали о существовании Великого Новгорода и того, что Александр Невский – новгородский князь, а не петербургский. Пришлось раскладывать карту, объяснять. – Вы, получается, были своего рода посланником Великого Новгорода? – И не в первый раз. Была в Ватикане, Риме, Пьемонте, и там тоже не знали нашего города, к сожалению. – А где вы учились такому непростому искусству? – Я окончила Палехское художественное училище, где изучала технологии, иконопись, фреску. В этом году заканчиваю НовГУ по специальности «графический дизайн». Хочу представить проделанную в Дании работу в качестве дипломной. – Есть ли иконописные планы на будущее? – Рассматриваю предложение о создании праздничных икон и царских врат одного из православных храмов в Италии. Это два-три года интереснейшей работы… Владимир Исаков Пресса о нас |