Новости

20.03.2010  Воспоминания о былом (Фрагмент статьи, Газета "Новгородские ведомости" от 20.03.2010г.)

Атрибуты советского прошлого живее всех живых, и они приносят дивиденды.

Кумачовые знамена, вымпелы с профилем Ильича, комсомольские значки и множество других символов СССР обрели второе рождение. Они больше не имеют идеологической ценности, зато их использование в эпоху современных рыночных отношений может быть коммерчески выгодным.

...

Родом из детства

К мысли, что причина возрождения старых советских марок кроется, в общем-то, в возрастающей общероссийской ностальгии по советскому, склоняются культурологи и философы. Недавний семинар на тему «Репрезентация образов советского прошлого в культурной памяти населения региона», организованный специалистами Новгородского межрегионального института общественных наук (МИОН), показал, что тема тоски по СССР приобретает всё большую актуальность и популярность. Причем, как ни странно, именно среди молодежи 20—25 лет.
Ассистент кафедры философии НовГУ Александр СПОРНИК высказал предположение, что суть реабилитации советских брендов кроется в том, что большинство руководителей пиарагентств крупных маркетинговых компаний — это люди, чье детство пришлось на закат советской эпохи:
— Быть из Союза обозначает для них быть родом из детства, тогда они чувствовали защищенность. Этот беззаботный период противопоставляется юности, которая у них пришлась на лихие 90-е. Сейчас производители и распространители советских брендов играют как раз на этом контрасте. Советская эпоха — неисчерпаемый источник вдохновения для создателей рекламы. Как просто назвать газировку «Тархуном» или «Буратино», а шоколадные конфеты «Буревестник» или «Мишка на Севере», и не надо тратить деньги на рекламу и раскрутку нового бренда!
Однако с этим утверждением согласиться довольно сложно, учитывая факт, что борьба за право обладания советскими марками может развернуться нешуточная. Такая, как, например, происходит между государственной компанией «Союзплодоимпорт», под контролем которой много «советских» брендов, и частной фирмой (почти тезкой государственной) «Союзплодимпорт» за водочные клейма «Столичная» и «Московская».
— На мой взгляд, и в путинскую эпоху нас продолжают распознавать за рубежом по таким символам, как Чебурашка и автомат Калашникова, — говорит он. — Это самые живучие советские марки. Как бы цинично ни звучало, но сколько смогла бы заработать Россия как правопреемница СССР на АК-47, самом продаваемом и узнаваемом в мире торговом бренде! Ведь легально он производится в четырех странах, а нелегально — во всех остальных.

... 

Анна МЕЛЬНИКОВА

Пресса о нас