13.04.2021 Новгородцам рассказали о связи между чувством стыда и страхом юридической ответственности Чувство стыда у человека провоцируется обществом и выражается в страхе осуждения, наказания. Об этом рассказал ведущий научный сотрудник сектора этики Института философии РАН Андрей Прокофьев. Он прочитал в Великом Новгороде лекцию об интерпретациях стыда в западной интеллектуальной традиции. — Стыд — естественная часть человеческого опыта, — рассказал учёный. — Для Аристотеля это реакция на то, что говорят и переживают другие люди, узнав обо мне и подробностях моей жизни. Отрицательная реакция общества, по версии философа, аккумулируется в бесчестье. И стыд — это, по сути, страх бесчестья, страдание от него. Аналогии этой философской позиции Андрей Прокофьев прослеживает в советских агитационных материалах. — Есть известный плакат «Стыдно». Гражданина, который «напился, ругался, сломал дерево», стыдит не кто-нибудь, а представитель власти — милиционер. Это говорит о том, что чувство стыда возрастает в зависимости от статуса осуждающего. Понятно, что для кого-то представитель власти — самая незначительная фигура. Но в рамках в советской идеологии стыдит, конечно, именно миллиционер, — подчеркнул Андрей Прокофьев. Такая установка, отметил лектор, может привести к тому, что стыд может стать «маргинальной эмоцией вне морали». — Почему это может произойти? — объяснял Андрей Прокофьев. — Например, если в обществе главенствует представление о том, что человек должен регулировать своё поведение сам. И ему не нужны оценки окружающих, чтобы понять, что он делает что-то аморальное, и больше так не поступать. Такая концепция, по сути, не оставляет человеку открытого выбора. И если перед человеком встанет моральная дилемма «совершать/не совершать», то постыдный вариант будет для него более привлекательным. Он посчитает, что стыда получится избежать, если скрыть поступок от других. Андрей Прокофьев отмечает, что принцип переживания стыда из-за оценок окружающих тесно переплетается с юридическими наказаниями. — Юридические наказания, по идее, должны порождать страх из-за совершения проступка. Это страх лишения свободы, страх штрафа или телесного наказания. Но всё это не делает человека лучше, он просто ставит его в определённые социально приемлемые рамки. Но сказать, что в такой системе координат перед нами предстанет более совершенный человек, нельзя. Он просто боится, никакого положительного морального свойства нет. И стыд — это тоже реакция на принуждение. Но не физическое, а идеальное, ментальное, — рассказал Андрей Прокофьев. При этом лектор отметил, что в христианской культуре осуждение другого не приветствуется. — Все помнят заповедь «не судите, да не судимы будете». Начиная кого-то судить, мы совершаем что-то сомнительное в нравственном отношении. Получается, что стыд может стать моральной санкцией, которая существует в сообществе судящих друг друга людей. Лев Толстой бы назвал таких людей «по определению безнравственными», — подчеркнул Андрей Прокофьев. Лекция стала частью проекта «Ареопаг-АнтоНОВо». Она прошла в новгородской «Точке кипения». Служба новостей Новгородского университета |