Новости

14.04.2021  Новгородские учёные разработали систему фитнес-упражнений для преодоления стресса у школьников

Учёные Новгородского университета приняли участие в создании коллективной монографии, посвящённой инновациям в науке, образовании, производстве и транспорте. Работа издана одесским Институтом морехозяйства и предпринимательства.

В монографию вошли главы на русском, украинском и английском языках. Три из них написали сотрудники кафедры физической культуры НовГУ. Они посвящены развитию выносливости у подростков, которые занимаются баскетболом, формированию вестибулярной устойчивости у начинающих гимнасток и борьбе с тревожностью у школьников с помощью фитнеса. Тексты содержат результаты проведённых новгородскими учёными исследований. В них участвовали профессор Галина Федотова, доцент Анна Колпакова, преподаватель Елена Бабайкина, лаборант кафедры Алла Кулебина и студентка Алеся Кузьмина.

Для изучения перспектив внедрения фитнес-методик учёные провели эксперимент в новгородской школе №37. Его участниками стали 42 учащихся шестого и седьмого классов. Сначала исследователи оценили уровень тревожности среди подростков.

Учёные использовали тесты. Для оценки их результатов применялась методика Марины Панфиловой «Кактус». Средние значения подсчитывали по каждому компоненту тревожности.

«Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что школьной тревожности подвержены 86% подростков, что является высоким показателем для данной возрастной группы, — приводят результаты исследования его авторы. — Практически у каждого второго подростка низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и чуть меньше — страх не соответствовать ожиданиям окружающих (60 и 45 процентов соответственно). Наиболее высокий уровень тревожности вызывает переживание социального стресса — 90%; незначительно ниже страх самовыражения и проверки знаний — 85% и 80% соответственно. Данный показатель напрямую связан с самооценкой».

Для решения проблемы исследователи создали комплекс фитнес-упражнений музыкально-ритмической и аэробной направленности. Занятия ввели в программу седьмым уроком. Школьники выполняли упражнения на гибкость, развитие мышц туловища, рук, плечевого пояса в определённой последовательности.

Через некоторое время участники эксперимента снова прошли тесты на личностную тревожность.

«Повышенный и явно повышенный уровень школьной тревожности снизился на 43%, — пишут авторы о результатах исследования. — По результатам шкалы общей тревожности Филлипса повышенный уровень перешел в нормальный у подростков перешел в нормальный уровень школьной тревожности и составил 49%, что является хорошим результатом для вторичной диагностики. Скрытость и осторожность исчезли у участников эксперимента, агрессивность наблюдалась только у двух мальчиков. Неуверенность в себе и зависимость отмечается только у одного учащегося седьмого класса».

Учёные отметили, что фитнес-методики следует рассматривать в качестве инновационного элемента физкультурного образования.

Служба новостей Новгородского университета