Основными стратегическими направлениями (проектами) в программе стратегического развития информатизации в НовГУ являются:
Основные характеристики телекоммуникационной инфраструктуры (2019 год):
Административно-управленческие системы
Применение ИКТ в управлении вузовским комплексом является одним из главных условий его эффективной работы.
В настоящее время в НовГУ успешно работают такие административно-управленческие подсистемы, как:
Автоматизированная библиотечная система
Библиотечная система МАRC (в новой версии) введена в эксплуатацию в 2007 году и обеспечивает автоматизацию всех библиотечных процессов (ведение электронного каталога, поиск, заказ литературы и другие).
В конце 2011 года была введена в эксплуатацию автоматизированная система «Библиотех» с целью создания электронной библиотеки НовГУ.
Корпоративный портал
Портал НовГУ www.novsu.ru предоставляет пользователям единую точку доступа ко всем существующим базам данных и информационным системам университета.
Портал построен на базе платформы собственной разработки «NovSU Portal Engine». Это позволило создать гибкую систему с открытым исходным кодом, позволяющую интегрировать необходимые сервисы и базы данных.
Основные задачи портала НовГУ:
• интеграция существующих информационных ресурсов;
• публикация информации о НовГУ;
• организация виртуального рабочего места для сотрудников и студентов.
Рис. 1 Общая схема функционирования портала НовГУ
Через портал предоставляется следующая информация:
• структура университета и информация о подразделениях;
• телефонный справочник по подразделениям и сотрудникам;
• расписание занятий и календарь учебных недель;
• учебные материалы;
• информация о студентах и сотрудниках;
• блоги зарегистрированных пользователей;
• объявления, новости, пресса;
• дни рождения сотрудников и студентов;
• поиск по каталогу библиотеки;
• поиск различной информации.
В зависимости от прав доступа, зарегистрированным пользователям предоставляются следующие дополнительные возможности:
– веб-почта и блоги;
– публикация личной информации, учебных материалов,
– новостей и объявлений;
– личная страница с возможностью персональной настройки;
– общеуниверситетские приказы и приказы по студентам;
– статистика доступа к модемному пулу университета.
Анализ статистики посещаемости портала НовГУ показывает устойчивое повышение интереса к интернет-ресурсам НовГУ как со стороны внутренних так и внешних пользователей. В среднем посещаемость портала ежегодно возрастает на 30% и сейчас достигает порядка 8000 посетителей в сутки.
Организационная инфраструктура информатизации.
Для решения задачи расширенного внедрения, сопровождения и развития ИКТ еще в 1994 году в НовГУ были образованы Центр Новых Информационных Технологий (ЦНИТ) и специальное подразделение - управление электронного документооборота и офисных технологий (УДОТ).
Современную структуру ЦНИТ образуют следующие подразделения:
Центр Интернет; Новгородский региональный центр Федерации Интернет Образования; отдел Сетевых Технологий, включающий: сектор управления компьютерных сетей, сектор информационных ресурсов Интернет, сектор библиотечных информационных технологий, сектор работы с пользователями, 5 секторов сопровождения компьютерных сетей институтов НовГУ, располагающихся в отдельных зданиях; отдел кабельных систем, включающий: сектор проектирования, сектор сопровождения и монтажа; отдел обслуживания и ремонта средств вычислительной и копировальной техники; демонстрационный зал современной компьютерной техники и программных продуктов; центр 1С технологий.
В структуре УДОТ выделены такие специализированные подразделения, как: сектор административно-учебных СУБД; сектор административных СУБД; сектор бухгалтерских и финансовых СУБД; отдел документационного обеспечения (электронная канцелярия); объединенный ведомственный архив; сектор сетевой поддержки учебных администраторов (деканатов).
Повышение ИТ компетенции сотрудников и преподавателей
Эффективное внедрение и использование НИТ невозможно без соответствующей подготовки пользователей.
В последние годы силами ЦНИТ на базе учебного центра ФИО прошли обучение по базовым и специальным курсам повышения квалификации около 200 преподавателей и сотрудников.
Качество и доступность ИТ услуг
ИТ услуги, предоставляемые подразделениями ЦНИТ, обеспечивают сопровождение и развитие сложнейшей информационно-телекоммуникационной системы НовГУ (более 10 тысяч пользователей, около 4,5 тысяч точек подключения к сети, десятки телекоммуникационных узлов, оснащенных современных сетевым оборудованием, около двух тысяч компьютеров, десятки серверов, учебные и административные БД и знаний, портал НовГУ, сотни единиц оргтехники и технических средств обучения, система повышения квалификации для преподавателей и сотрудников).
Комплекс ИТ услуг включает в себя перечень работ и услуг, которые направлены либо на поддержку пользователей, либо на сопровождение и развитие университетских ИТ систем.
С целью повышения качества и доступности ИТ-услуг, используя международные практики, опыт и рекомендации ITIL, разработан и внедряется в опытную эксплуатацию на портале НовГУ электронный каталог ИТ-услуг. В данном каталоге содержится информация обо всех доступных услугах, оказываемых ЦНИТ внутри университета. Описаны необходимые регламенты предоставления услуг, формы подачи заявок, гарантии качества и прочее.
Современный парк вычислительной техники
НовГУ имеет достаточно большой и современный парк вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, оргтехники и мультимедиа оборудования:
• 2 тысячи персональных компьютеров;
• 56 серверов, большая часть из которых работает в общем кластере;
• Единая система хранения данных;
• Более 300 единиц телекоммуникационного оборудования (маршрутизаторы, коммутаторы, точки беспроводного доступа WiFi);
• цифровая АТС с поддержкой IP телефонии;
• Более 500 единиц различной оргтехники (принтеры, МФУ, копировальные аппараты, плоттеры и прочее);
• Порядка 270 мультимедиа проекторов.
Практически все это оборудование подключено к единой корпоративной сети НовГУ, которая обеспечивает высокоскоростной обмен, доступ к информации и ресурсам как внутри сети так за ее пределами (Интернет).
Развитие технологий дистанционного обучения
В конце 2007 года в НовГУ создан Центр дистанционного. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями НовГУ, ведущими учебную деятельность по предоставлению услуг основного и дополнительного профессионального образования.
Одним из основных направлений деятельности Центра ДО является сопровождение и развитие сервера поддержки дистанционного обучения НовГУ, который доступен по адресу do.novsu.ru.
С момента открытия сервера дистанционного обучения прошло пять лет. За это время сервер серьезно развился, многие преподавателей и сотрудники НовГУ стали использовать его в образовательном процессе. Посещаемость сервера продолжает неуклонно расти:
• сервер обслуживает более 4000 обращений к страницам курсов в день
• среднее количество просматриваемых пользователями страниц - 84
• на конец 2018 года на сервере зарегистрировано 9000 пользователей, и это число постоянно растет
• преподавателями уже разработано 44 полноценных курсов, еще 63 находятся в разработке.
Центр регулярно проводит специализированные курсы по использованию сервера поддержки дистанционного обучения. На курсах бесплатно обучаются преподаватели и сотрудники НовГУ. В ходе обучения слушатели узнают о преимуществах и недостатках дистанционного обучения, о том, каким образом можно применить элементы дистанционного обучения в очном и заочном образовании, о функциональных возможностях сервера поддержки дистанционного обучения , а также подробно изучают процесс создания дистанционного курса. Практическим результатом обучения является создание авторского учебного курса. За время существования университетского Центра дистанционного обучения подготовку прошли уже более 200 преподавателей НовГУ.
Инновационные технологии социальных сетей в научной, образовательной и административной деятельности
Целью выполнения данного проекта является внедрение социальных информационных технологий (корпоративная социальная сеть НовГУ и использование публичных социальных сервисов – vKontakte, FaceBook, Twitter, и др.) для поддержки научно-образовательной деятельности университета.
Данный проект выполняется в рамках партнерского соглашения между НовГУ и ИБМ. Проект предполагает выполнение научно-исследовательских работ по внедрению программных продуктов серии IBM Connections в Интернет портал НовГУ с целью расширения его функциональных возможностей для социальных коммуникаций. Использование технологий социальных сетей в научно-образовательной деятельности НовГУ позволит более эффективно накапливать и обмениваться знаниями, взаимодействовать с коллегами и студентами, не затрачивая много времени. Используя различные приложения, можно улучшить условия работы и учебы, повысить качество и эффективность образования и научных исследований.
Кроме того, созданная корпоративная социальная платформа станет частью и инновационной инфраструктуры университета, обеспечивая современными информационно-коммуникационными сервисами инновационный бизнес и научные исследования в НовГУ.