Специфика обучения дисциплинам кафедры гражданского права и процесса предполагает активное участие студентов в обучении; применение интерактивных методов обучения; предоставление студентам возможности познакомиться с практическими аспектами юридической профессии и участвовать в реальной юридической практике; предоставление студентам возможности почувствовать личную ответственность за выполняемую работу и ее результат.
Основное направление деятельности кафедры гражданского права и процесса по внедрению в учебный процесс инновационных методов связано с сочетанием (в игровой форме и путем использования реальных дел) теоретических знаний и практических юридических навыков. Содержание дисциплин, преподаваемых кафедрой, позволяет использовать модельные судебные процессы в обучении для получения студентами не только знаний норм действующего законодательства, но и приобретения практических умений, таких как - навык составления и работы с гражданско-правовыми и процессуальными документами, особенности консультирования по правовыми вопросам, анализ дела и выработка позиции по делу, навык допроса в суде, участия в судебных прениях и многие другие.
Рассмотрим какие из интерактивных методик применяются в преподавании отдельных дисциплин кафедры.
Для примера проанализируем методику преподавания дисциплины «Гражданское процессуальное право». Данная дисциплина является одной из основных дисциплин, преподаваемых на кафедре гражданского права и процесса и обязательной для изучения студентами 3 и 4 курса. Цель указанной дисциплины: изучение норм права, определяющих порядок защиты субъективных прав граждан. Важность изучения дисциплины определяется тем фактом, что непосредственная реализация нарушенного или оспоренного права во многом зависит именно от качества и эффективности процессуального законодательства. Поэтому знание гражданского процессуального права является необходимым условием успешного формирования и благополучной работы будущих специалистов-юристов любой отрасли (прокурорских работников, представителей адвокатского и судейского сообщества, нотариусов, специалистов государственных органов и органов местного самоуправления).
Особая роль гражданского процессуального права среди других профилирующих дисциплин по учебному плану юридических вузов, заключается в следующем. Студент, изучающий курс гражданского процессуального права, традиционно знакомится с теоретическими положениями отрасли, научными школами, монографическими трудами известных процессуалистов, процессуальным законодательством и судебной практикой. Однако специфика дисциплины позволяет наряду с теоретическим обучением проводить обучение практическим навыкам и умениям. Это позволяет укрепить связь теоретического обучения с практикой, и сформировать у студентов профессиональные навыки и умения, основы профессиональной этики. В частности, студенты, изучающие гражданское процессуальное право, на семинарских занятиях составляют процессуальные документы по гражданским делам (исковые заявления, жалобы, ходатайства и проч.), имеют возможность изучать реальные судебные дела, участвовать в ролевых играх, в рамках которых они знакомятся с правами, обязанностями и функциями конкретных субъектов процесса. Данные навыки позволяют студентам не только свободно работать с реальными практическими ситуациями, но и систематизировать и более уверенно применять нормы материального права.
В учебной компоненте используются активные методы обучения, такие как ролевые игры, обсуждение, мозговой штурм, работа в малых группах. Помимо этого, на практике, работая с «живым» клиентом, студенты уже сталкиваются с реалиями правовой системы. Они работают не просто «как юристы», они работают именно юристами - самостоятельно консультируют граждан, составляют документы, обращаются в административные органы и суды. Это не теоретическое обсуждение чужого опыта (как на традиционных занятиях), не наблюдение за работой профессионалов (как в ходе ознакомительной практики), не помощь в работе (как на производственной практике). Это полноценная самостоятельная работа.
Наиболее ценным и инновационным с практической точки зрения, является проведение ролевой игры «Судебное разбирательство» в рамках освоения студентами дисциплин кафедры. Использование подобной методики позволяет студентам получить практический опыт на основе смоделированной правовой ситуации, дает студентам наиболее точное представление о самых различных участниках гражданского процесса, о практическом применении материальных и процессуальных норм, о порядке совершения отдельных процессуальных действий и др.
Проведение ролевых игр интересно и самим студентам. Ведь они могут себя ощутить в роли любого участника процесса (истца, ответчика, представителя, судьи, прокурора, эксперта, свидетеля и проч.). Получив задание студенты самостоятельно распределяют процессуальные роли., готовят процессуальные документы. Далее инсценируется стадия подготовки дела к судебному разбирательству, "назначается" судебное заседание. В ходе самого судебного разбирательства студенты должны соблюдать процессуальный регламент в пределах своей роли, что позволяет более наглядно понять сущность и значение совершения отдельных процессуальных действий. Итогом игры становится вынесеное по существу заявленного требования решение. Более того, в случае обнаружения оснований для отмены такого решения, студенты могут продолжить игровой процесс и инсценировать стадию пересмотра судебного постановления. Игра имеет ценость и потому, что студенты могут самостоятельно составить в рамках конкретной правовой ситуации все необходимые процессуальные документы, сформировать материалы гражданского дела.
Ежегодно в апреле проходит публичная игра "Судебное разбирательство" в рамках деятельности Юридической клиники. Игра готовится несколько месяцев и любой желающий может стать зрителем.
Проиллюстрируем, как примяняются интерактивные методики преподавания дисциплин кафедры на примере курса «Земельное право».
Программа дисциплины освещает следующие правовые институты: систему правового регулирования земельных отношений в России; право собственности на землю, иные вещные права на земельные участки; вопросы управления в сфере использования и охраны земель; правовое регулирование платы за землю, ответственность на нарушение земельного законодательства и др.
Учебная дисциплина дает анализ правового режима всех категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда и земля запаса.
Семинарские занятия по «Земельному праву» проходят с использованием следующих интерактивных методов: метод демонстрации; работа в малых группах; ролевая игра; направляемая дискуссия.
Студенты по земельному праву выполняют творческие задания: подготовка схемы «Система и полномочия органов, осуществляющих управление в области охраны и использования земель» (с учетом Новгородской области) и таблицы «виды ответственности за нарушение земельного законодательства» и др.
Вопросы выносимые на семинарские занятия, разбираются с обязательными примерами по Новгородской области и судебной практикой.
По окончании курса студенты готовят эссе по одному из актуальных вопросов, связанных с землей: «Оценка земель на примере Новгородской области»; «Процесс межевания земельных участков в РФ»; «Дачная амнистия»; «Подведомственность земельных споров третейским судам»; «Принудительное прекращение права собственности на земельные участки» и др.
В рамках изучения семи категорий земель студенты 5 курса готовят презентации: «Земли сельскохозяйственного назначения»; «Земли населенных пунктов»; «Земли промышленности и иного специального назначения»; «Земли особо охраняемых территорий и объектов»; «Земли лесного фонда»; «Земли водного фонда» и «земли запаса».
По желанию студенты могут подготовить модельный судебный процесс на основании требования о признании права собственности на земельный участок. Преимущества такого метода позволяют выпускникам не только изучить нормы Земельного кодекса Российской Федерации, но и получить практические навыки участия в рассмотрении и разрешении гражданско-правовых споров, вытекающих их земельных правоотношений, попробовать себя в роли различных участников процесса, систематизировать знания не только по дисциплине «земельное право», но и предметам «гражданское процессуальное право» и «арбитражный процесс».
Круглый стол "Практические навыки юриста" (2008 г.)
Судебное заседание модельного гражданского процесса "Возмещение материального вреда и компенсации морального вреда причиненных некачественным оказанием медицинских услуг" (2009 г.)
Уроки правоведения, проводимые студентами кафедры в гимназии "Исток" (2009 г.)
Методичка по курсовым работам 2023 (4726 КБ) |