Кафедра педагогики


 Члены клуба 'Мы - сухомлинцы'. В первом ряду, вторая слева - руководитель клуба Ирина Валентиновна Лукашенко.Кафедра педагогики имеет длинную и славную историю. Это одна из старейших кафедр университета. В 1932 году, в Новгороде был открыт педагогический иститут им. Покровского, где была небольшая кафедра педагогики. В 1941 году он прекратил свою работу и возобновил её после Великой Отечественной войны в Боровичах как учительский институт. И только в 1953 году было принято решение об открытии Новгородского государственного педагогического института с кафедрой педагогики и психологии. История кафедры педагогики является отражением жизни нашей страны. В 60-70 годы кафедра ведёт обучение вожатых для пионерских лагерей, вносит свой вклад в подготовку учителей разных специальностей, организует работу факультета будущего учителя и факультета общественных профессий, осуществляет профориентацию среди учащихся школ на учительскую профессию. Кафедра много работает с сельскими школами Новгородской области, сопровождая деятельность молодых педагогов, сотрудничает с областным Институтом Усовершенствования Учителей по вопросу повышения квалификации педагогических кадров.
Учёные кафедры в эти годы успешно ведут научно-исследовательскую работу в области педагогики и психологии. Исследуются актуальные для того времени проблемы: нравственное воспитание, работа с трудными подростками, дифференцированное обучение.
Актуальными были вопросы гуманизма в педагогике, работа классного руководителя, развитие творческого мышления школьников, активизация мыслительной деятельности ребёнка.
Организуется работа студенческого научного общества по педагогике и психологии, открывается уникальный студенческий педагогический клуб «Мы – сухомлинцы», который организовывает экспедиции на родину великих отечественных педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
Работают студенческие педагогические отряды в средних школах и школах-интернатах Новгорода и области. Кафедра педагогики активно работает в педагогическом обществе Новгорода, созданного с целью объединения педагогического сообщества и распространения психолого-педагогических знаний среди населения города.
В конце 70-х годов наступает новый этап в развитии кафедры. Принято решение о создании двух самостоятельных кафедр: педагогики и психологии.
В 80-е годы кафедра заботится о пополнении своего состава молодыми квалифицированными кадрами. Лучшие выпускники пединститута направляются кафедрой в аспирантуру столичных вузов, где они блестяще защищают диссертации и возвращаются на родную кафедру. Это было время накопления сил для осуществления новых задач. В начале 90-х годов кафедра по заказу Министерства образования РФ начинает работу по созданию учебно-методического комплекса «Альтернативные модели воспитания». Создается творческий коллектив учёных, который осуществляет эту работу.
В это время на кафедре большое внимание уделяется реформаторской педагогике. Не случайно кафедру называют «пионером педагогического реформаторства». Защищается докторская диссертация по этой проблеме. Организуются экспериментальные площадки в школах Новгорода, где реализуются идеи педагогики сотрудничества, по сути педагогики нового времени. Это Педагогический лицей, школа-комплекс «Гармония», гимназия «Исток», Первая университетская гимназия им. академика В. В. Сороки, средние школы № 10, 2, 6 Великого Новгорода.
Преподаватели кафедры педагогики. 1980 год.В 1993 году кафедра начинает реализацию образовательной программы по специальности «Педагогика и психология» и осуществляет первый выпуск студентов. Происходит переосмысление сущности и содержания педагогики как науки, освоение которой позволяет быть успешным любому специалисту на рынке труда. В конце 90-х годов кафедра педагогики включается в проектно-грантовую деятельность. Участвует в проекте Министерства образования Российской Федерации по отбору содержания образования в средней школе. Предложенная кафедрой модель была одобрена МО и предложена образовательным учреждениям страны как вариант организации профильной школы.
В эти годы кафедра устанавливает связи с зарубежными университетами. Партнёрами кафедры становятся кафедры педагогики и дидактики высшей школы университетов городов Билифельд, Дортмунд, Хильдесхайм (Германия). Преподаватели кафедры проходят стажировку в этих университетах и реализуют проекты по организации билингвального образования и подготовке студентов к инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа.
Издаются совместные монографии и словари, уникальные образовательные программы, реализация которых выводит на новый качественный уровень подготовку специалистов для школ.
В 2000 году кафедра педагогики включается в реализацию мегапроекта «Развитие образования в России». Следует отметить, что наша кафедра была единственной кафедрой педагогики в стране выигравшей этот грант. Коллектив преподавателей кафедры в рамках этого проекта подготовил несколько солидных монографий и учебных пособий.
В эти же годы кафедра инициирует создание Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов с центром научно-методического сопровождения и консультации учителей. Преподаватели кафедры и сегодня являются консультантами и супервизорами в этом институте и его лабораториях.
В 2000 году кафедра педагогики включается в реализацию нового интересного проекта при поддержке фонда Форда и разрабатывает систему сопровождения студентов стажёров в сельской школе. Это было время реальной практической деятельности преподавателей кафедры, студентов, учителей сельских и городских школ Новгородской области по созданию единого образовательного пространства. Результаты проекта обобщены в совместной монографии «Развивающаяся школа: опыт и новые решения».
Кафедра педагогики является признанным экспертом в области теории и истории педагогики на Северо-Западе России, осуществляет рецензирование и оппонирование кандидатских и докторских диссертаций. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов, многие из них остаются работать на кафедре и в школах города и области.
Особое внимание кафедра уделяет студенческой науке, ряд студенческих работ по педагогике, выполненных под руководством преподавателей кафедры отмечены дипломами и медалями Министерства образования России.
Преподавателями кафедры разработаны и реализуются новые курсы, такие как: «Корпоративная педагогика», «Педагогическое консультирование», «Современные средства оценивания школьников», «Работа социального педагога с различными категориями детей» и др.
На кафедре открыта секция «Педагогика высшей школы», реализуется программа «Педагогика и психология высшей школы» на всех направлениях аспирантуры НовГУ. Праздник С 2004 года кафедра включается в реализацию идей Болонской декларации и делает первый набор на бакалавриат по направлению Педагогика с профилем «Практическая психология в образовании». У кафедры заключен договор с университетом города Хильдесхайм о взаимообмене студентами и преподавателями и осуществлении проекта «Двойной диплом». В рамках направления Педагогика в 2009 году осуществлён первый выпуск бакалавров. Семеро студентов получили по два диплома бакалавра педагогики как русский, так и немецкий. В этом году кафедра лицензировала специальность «Педагогика и психология», получив на 5 лет право выпуска специалистов по педагогике и психологии.
Важным этапом в развитии кафедры является открытие магистратуры по направлению Педагогика. Кафедры педагогики и психологии разработали междисциплинарную магистерскую программу «Педагогическая психология», а в 2011 г., с введением ФГОС, - МП "Школьная психология" по направлению Психолого-педагогическое образование. Сегодня она успешно реализуется.  В 2013 г. открылась новая МП "Педагогика и психология инклюзивного образования".
Преподаватели кафедры участвуют в реализации Проекта Темпус «Многоуровневая подготовка в области образовательного менеджмента». Кафедра вносит свой вклад в разработку образовательных программ для многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента.
В 2008 году кафедра педагогики включилась в реализацию проекта «Общественно-активные школы в России: расширяем партнёрство» при поддержке фонда Новая Евразия. Совместная работа магистрантов, преподавателей кафедры с учителями, организаторами образования Великого Новгорода и школ России позволяло решать насущные проблемы современной системы образования.
С 2010 по 2013 годы кафедра педагогики участвовала в реализации проекта Темпус по программе "Тюнинг-Россия". Подготовлено учебно-методическое пособие "Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области "Образование"".


Из истории педагогического образования Великого Новгорода
(презентация в формате .pdf, 2,58 Мб)
История образования в Новгороде Великом: "От бересты до компьютера"(http://museum.novsu.ac.ru/)


на начало

Информацию опубликовал: Иванов Евгений Вячеславович, 06.02.2019 11:39:08

Объявления

Фотографии