Руководители

Заведующий кафедрой
Петряков Петр Анатольевич

Заведующий учебной мастерской
Исмаилова Дарья Александровна

Заведующий учебной мастерской
Мельников Василий Евгеньевич

Список сотрудников...

Телефоны подразделения

Телефоны не указаны
Подробнее...

Кафедра технологического и художественного образования

Кафедра технологического и художественного образования (ТХО) создана в 2019 году на основе объединения двух кафедр: Педагогики технологий и ремесел (ПТиР) и Изобразительного искусства и методики преподавания (ИЗИиМП)

Основатель системы технологического образования в Новгородском регионе, создатель и первый заведующий кафедрой педагогики технологий и ремесел Мигунов Владимир Александрович

(19.01.1940-09.08.2018гг.)

Статья "Памяти Ученых и Учителей В.А.Мигунова и А.И.Георгиева посвящается"

 

Исторические периоды развития технологического образования в Новгородском регионе

Открытие специальности «Общетехнические дисциплины и труд» в Новгородском государственном педагогическом институте (НГПИ). Первые шаги по организации учебного процесса и созданию материальной базы  (1983-1984 гг.)

 В начале 80-х годов большинство учителей труда в школах Новгородской области не имели высшего образования, в основном этот предмет вели учителя-практики. Поэтому в 1983 г. по инициативе руководства области в НГПИ был открыт прием по новой специальности «Общетехнические дисциплины и труд» (ОТД и Т). Ответственными за организацию специальности были назначены доц. Мигунов В.А. и ст.преподаватель Заблоцкий А.А. Они ознакомились с опытом индустриально-педагогических факультетов (ИПФ), открытых в 50-е годы. Были разработаны планы создания учебных мастерских и лабораторий и реконструкции для этого имевшихся помещений: в цокольном этаже старого корпуса (мастерские металлообработки), второго этажа корпуса № 3 (лаборатории ТКМ и общетехнических дисциплин), первого этажа столовой (чертежные залы и лаборатория автоматики), одноэтажного корпуса (автоклассы). Быстро начались строительные работы, приобреталось станочное оборудование, с предприятий города получены измерительные приборы, инструмент, конструкционные материалы. Постоянную помощь в решении организационных проблем оказывал ректор института Куликов М.И.  К началу учебного года были приглашены на работу в качестве ассистентов выпускники НПИ Козлов Н.Л. и Козлова И.В., позднее Харитонова В.П. и ряд преподавателей НПИ по совместительству. На кафедре физики была организована секция общетехнических дисциплин. Началось создание первых мастерских и лабораторий. Успешно прошел первый прием студентов на очное 4-летнее обучение – было принято 50 человек, из них более 90% - юноши (правда большинство после 1 курса было призвано в армию). Все преподаватели, мастера и студенты непосредственно участвовали в строительных работах и оборудовании помещений. В 1984 г. был проведен прием на заочное отделение (80 чел.).

 Организация кафедры общетехнических дисциплин. Становление учебно-воспитательного процесса на отделении ОТД и Т  1985-1988 г.г.)

В начале 1985 г. была организована кафедра общетехнических дисциплин, выпускающая по специальности ОТД и Т. Ее заведующим был избран Мигунов В.А. Кафедра входила в состав физико-математического факультета, заместителем декана по отделению ОТД и Т стал Соловьев В.В. Укреплялся кадровый состав кафедры: начали работать ассистентами выпускники Ленинградского политехнического института Усков А.А. и Ускова В.Б., был приглашен специалист по материаловедению, выпускник аспирантуры ЛПИ  к.т.н. Доржиев Ж.Б., возглавивший НИР по этому направлению. Приступил к работе Мельников В.Е., имевший опыт работы на производстве, сейчас старший преподаватель, ведущий специалист по обработке материалов резанием. На этом этапе продолжалось становление учебно-воспитательного процесса. Создавались новые и развивались имеющиеся мастерские и лаборатории, большой вклад в это внесли Макаров А.Н. и Бржозовский М.И. Разрабатывалось методическое обеспечение учебного процесса, издавались методические пособия. С 1986 г. начался переход на пятилетний срок обучения, были переработаны учебные планы. Состоялся I выпуск студентов очного обучения в 1987 г – 14 молодых учителей приступили к работе в школе. В следующем году выпущено 17 учителей трудового обучения (такие малые выпуски были связаны с призывом студентов в армию).

Создание и развитие индустриально-педагогического факультета в НГПИ (1989-1993 г.г.)

В 1989 г. на базе отделения ОТД и Т был организован индустриально-педагогический факультет. Деканом ИПФ был избран доцент Георгиев А.И., а его заместителем стал Заблоцкий А.А. В этом году было закончено строительство пристройки к новому корпусу и факультет получил новые помещения для аудиторий и мастерских. Из состава кафедры ОТД была выделена кафедра машиноведения, обеспечивавшая общетехническую подготовку.  На кафедру ОТД после окончания заочного обучения пришла Самойлова Л.К.. Она организовала швейную мастерскую, получив промышленное оборудование. Она обеспечивает большой цикл дисциплин для студенток по швейному делу. Доцент Максимов С.А., работавший ранее в НПИ, создал лабораторию по радиоэлектронике. Боровых В.Н., выпускник художественно-графического факультета оборудовал мастерскую художественной обработки материалов. Перешедший из НПИ Кудрявцев В.Е. развернул работу по развитию технического творчества студентов. В 1991-92 г.г. начали работать ассистентами выпускники ИПФ Петряков П.А. и Глухов В.И.  В 1989 г. состоялся I выпуск на заочном отделении, начато заочное ускоренное обучение. Контингент студентов на факультете достиг 500 человек. За период 1983-93 годы было подготовлено 454 учителя трудового обучения. В результате в 1993 г. уже около 70% учителей труда в нашей области имели высшее педагогическое образование.

 Формирование специальности «Технология и предпринимательство»          (1994-1998 годы)

 После создания в Новгороде университета ИПФ вошел в состав факультета искусств и технологий (ФИТ). В 1993 г. в базисный план российских школ была включена новая образовательная область «Технология». Концепция ее предусматривала развитие творческой, активной, предприимчивой личности на основе гуманистического подхода. Для этого учащиеся включаются в учебно-познавательную деятельность в ходе выполнения творческих проектов. Для подготовки учителей технологии  в ИНПО в 1994 г. была открыта специальность «Технология и предпринимательство» и создана выпускающая кафедра педагогики технологий и ремесел.  Были разработаны переходный учебный план и рабочие программы по ГОС 1995 г. с учетом 2х специализаций.  В 1998 г. уже все выпускники защищали дипломные работы.  В 1994-1998 годы выпуск специалистов составил 344 человека. Более половины выпускников очного отделения приступили к работе в школах.  В 1997 г. был разработан согласованный с университетским учебный план для педагогического колледжа по специальности «Труд». В течение 5 лет кафедра обеспечивала учебный процесс в колледже по технологическим и методическим дисциплинам.  С 1995 г. были подготовлены программы и начата курсовая подготовка учителей труда, проводились опытно-экспериментальные работы в школах Новгорода и области. Все это способствовало созданию системы непрерывного технологического образования.  В 1996-1997 годах началось сотрудничество с университетами Йорка и Гетеборга. Проведены 2 международных семинара и Международная конференция «Технологическое образование – 98», в которой участвовало около 200 человек. Министерство образования положительно оценило ее результаты.  Активизировалась научная работа преподавателей. За 5 лет результаты исследований докладывались на российских и международных конференциях (32 доклада), опубликовано 30 статей, издано 21учебно-методическое пособие. В российском конкурсе по педагогике и методике обучения участвовали и награждены дипломами 7 студентов. Доля преподавателей со степенями и званиями выросла от 36 до 43%.

Развитие технологического образования в 1999-2007 годы

 В 1999г. кафедра получила гранты на выполнение 2х международных проектов совместно с университетами г. Йорка (Великобритания) и Гетеборга (Швеция). Развивалось также сотрудничество с университетами Германии по подготовке педагогов начального профессионального образования. Основными результатами выполнения обоих проектов стало освоение передового зарубежного опыта, повышение квалификации преподавателей университета, а так же учителей новгородских школ. Подготовлены и изданы 10 учебных и методических пособий.  Результаты исследований докладывались на российских и международных конференциях (22 доклада), о публикованы 20 тезисов и 23 статьи, изданы 4 монографии и 29 учебно-методических пособий.  За последний период  успешно защитили кандидатские диссертации Петряков П.А., Самойлова Е.Н., Быстрова Я.В., Мельников В.Е., Бычкова О.В. подготовила докторскую диссертацию к защите. Имеют степени и звания кандидата наук и доцента -  60% основного состава преподавателей , есть доктор педагогических наук, профессор.  Выпуск специалистов составил 304 чел., 10 человек получили дипломы с отличием.

 Стратегия дальнейшего развития технологического образования

 Основные направления: 

  1. Разработка содержания и методического обеспечения дисциплин специализации, улучшение практико-ориентированной технологической и методической подготовки студентов посредством увеличения объема и повышения эффективности учебных технологических и производственных практик студентов в профессиональных училищах и на предприятиях. Усиление подготовки студентов в области информационных технологий, оборудования с программным управлением, САПР.
  2. Совершенствование учебного плана и УМК для обеспечения образовательного процесса по профилям  "Технология и Информатика".
  3. Повышение качества подготовки специалистов путем улучшения организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов, их исследовательской работы, повышения уровня выпускных квалификационных работ.
  4. Укрепление материально-технической базы специальности и направления и включения студентов в производственную деятельность в учебных мастерских.

 

Информацию опубликовал: Петряков Петр Анатольевич, 07.01.2024 23:55:12

Объявления