Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Миклухо Маклай вряд ли одобрил бы...

К.С. Лисицин, заведующий кафедрой географии НовГУ

Сегодняшняя попытка пересмотреть базисный учебный план средней школы в ущерб географии и биологии - далеко не первая акция подобного рода. В конце 80-х годов были пересмотрены стандарты школьного образования, и реформаторы того времени сочли, что некоторые дисциплины являются второстепенными и при этом перенасыщенными информацией. В число "гонимых" попала и география. Дело дошло до того, что в ряде школ преподавание географии было исключено из учебных планов, либо программа существенно сокращена и распределена малыми дозами в интегральных курсах.


В.М. Котляков (слева) и автор статьи.
В.М. Котляков (слева) и автор статьи.

Сегодня нам предлагают всё тот же заезженный вариант перевода части предмета "География" в "Обществоведение" (это касается социально-экономической и политической географии).

Географы не отрицают тесную связь с "родными сестрами" географии - историей, обществоведением, физикой; всё ощутимее натиск химии, астрономии, математики. Действительно, нередко к одной и той же проблеме подходят физики и географы, географы и экологи, историки, экономисты... Весьма полезно, что одна и та же проблема будет раскрыта перед учащимися с разных сторон. Не страшно, если в преподаваемых материалах будут встречаться повторения. Есть мудрая поговорка: повторение - мать учения. Вместе с тем межпредметные связи географии в средней школе ещё слабы.

Осознаёшь это во время дальних комплексных практик со студентами-географами. Встречаясь с преподавателями вузов (не географами), специалистами различных отраслей промышленности и экскурсоводами на Южном Урале, Нижней Волге, Среднем Поволжье, с удивлением узнаёшь, что они не представляют, где находится Великий Новгород. В лучшем случае знают Нижний Новгород. Это уже больше, чем незнание географии - незнание отечественной истории.

Ежегодно в Великом Новгороде проводится олимпиада по географии среди школьников 9-11 классов. Каждая школа выдвигает команду из лучших учеников. Вот выдержки из некоторых работ:

"...сталь производят на Урале, в основном в Карелии",

"...Комь (республика Коми - авт.) со всех сторон омывается водой (типа острова)",

"...Новосибирск лежит за северным полярным кругом",

"...Волгоград - город на Украине",

"...полезные ископаемые Московской области - золото, нефть, лес, газ".

На задание "старые и новые названия городов России" учащиеся отвечали: Нижний Новгород - это Горький Новгород, Тверь - Тобольск, Владикавказ - Североморск, Екатеринбург - Цареград, Ижевск - Верхоянск и т.д.

"Открытия" имеют и глобальный масштаб: Лиссабон является столицей государства Лисобон; возле Антарктиды располагается самый большой остров - Гренландия; Самара - пустыня на материке Южная Америка.

Интересно, а какие ответы мы прочитали бы у "троечников"?

Вспоминаются не столь далёкие годы, когда мировая общественность смеялась над президентами США, публично показавшими свою полную географическую безграмотность. Особенно отличился тогда Рональд Рейган. Уже подрастают будущие президенты России. Не будут ли через 10-15 лет над нами смеяться во всём мире по той же причине?

Причины вскрыли сами американские географы. Саул Б.Коэн (почётный президент Королевского колледжа Нью-Йоркского университета): "...улучшить преподавание географии можно выделением её в отдельный предмет из комплекса социологии" (заметим: выделением, а не наоборот, как предлагают наши реформаторы). Энтони де Суза (географ, Национальное географическое общество, редактор "Журнала географии", Вашингтон): "...надо убедить администраторов и школьные советы, что география имеет право на особое место в перегруженных программах".

Российская географическая общественность не остаётся в стороне от планов реформирования школьного географического образования. В апреле 2000 года на заседании Учёного совета Русского географического общества был заслушан доклад А.В. Даринского и Ю.Н. Гладкого "Проблемы географического образования в России".

По предложению профессора МГУ Б.С. Хорева этот вопрос был вынесен на ХI съезд РГО, состоявшийся в сентябре 2000 года в Архангельске. "Не хочется думать, - говорилось в докладе съезду президента РГО Ю.П. Селивёрстова, - что люди, предлагающие объект географии или часть его отдать другой науке, не знают географии, хотя иногда кажется, что это так..."

Учёный совет РГО поручил почётному президенту РГО академику В.М. Котлякову (единственному академику-географу) довести решения учёных-географов до руководства российской науки. Честно говоря, в поддержку географов со стороны РАН верится слабо: среди академиков - десятки физиков, химиков, историков, и проект Базисного учебного плана их может вполне устраивать, несмотря на отсутствие в нём здравого смысла.

Остаётся ещё надежда на волну протеста, которая поднялась после обращения к коллегам-географам Бюро межрегиональной ассоциации учителей географии России.

Несомненно, что реализация планов чиновников Министерства образования относительно школьной географии отразится на географической культуре населения страны, поставит под угрозу национальные интересы государства.