Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

А на месте университета была свалка "автозапчастей"...

В.А. Щеголев, доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроения ИТФ

Наверное, мало кто сейчас помнит, что после Великой Отечественной в стране был "малый НЭП". Разрешило правительство кое-какую личную инициативу. Можно было купить патент и работать в сфере обслуживания (как теперь это называется). Лечить зубы, шить и ремонтировать одежду и обувь, торговать на рынке... Были одиночки, а были и артели. Одну из артелей организовала группа молодых бывших воинов, демобилизованных в основном из-за ранений. Артель занималась куплей-продажей колесной техники: велосипедов, мотоциклов, автомобилей. Техники такой навезено было "с войны" очень много, но она вся нуждалась в ремонте. Вот эту нишу артель и закрывала.


Я попал в эту артель будучи еще школьником, естественно, на самую грязную работу: мойку - разборку. Горд и счастлив я был. Ведь за мою любимую работу еще и деньги платили, да и поручали мне со временем более квалифицированные операции, например, сборку и покраску велосипедов. Естественно, что старшие артельщики ездили на автомобилях. Да на каких! Для знающих: Опель-Адмирал, Мерседес-Бенц 54ОК, Ауди-Фронт, Адлер-Штромформ, БМВ-321 и т.д.

А мотоциклы - NSU, ДКВ, БМВ, Пух, Порше, Опель, Цундан, Харлей-Давидсон, БСА, Нартон и даже наши довоенные - Красный Октябрь, ИЖ, ПМЗ - экзотика! Сейчас бы им цены не было!

Мерседес-Бенц 320 на улице послевоенного Новгорода.
Мерседес-Бенц 320 на улице послевоенного Новгорода.

Естественно тогда, как и много-много лет позже, главная проблема была - запчасти. Никто их нам не поставлял, так что часто (как и сейчас) покупали автомобили целиком на запчасти: И вдруг прошел слух: в Новгороде крупнейшая свалка всякой техники.

И вот я сижу на переднем сиденье из желтой кожи Мерседеса-54ОК (вспомните, на таком же ездил Штирлиц в фильме "Семнадцать мгновений весны"). Эти машины делались для офицеров вермахта и благодаря оборудованному компрессором мотору были очень резвыми. За рулем председатель артели Лева (фамилию забыл, кличка - "Одессит") в шинели капитана с множеством нашивок за ранения и с одной ногой. Вместо второй - протез. Но с этим протезом он виртуозно ездил на автомобилях и мотоциклах. Думаю, что мотогонщики потом с него взяли манеру переключать скорости не носком ноги, а пяткой.

До Новгорода мы доехали без приключений и довольно быстро. Далее я могу быть неточным: времени прошло много, а город тогда лежал в руинах. Так вот, где-то в районе нынешней площади Строителей, на месте корпусов университета возвышались горы самой разной техники: здесь были танки, трактора, транспортеры, пушки и, конечно, автомобили и мотоциклы. Все это более или менее искореженное железо лежало вблизи железной дороги и, видимо, было приготовлено к переплавке в мартеновских печах Ижорского и Кировского заводов ("Перекуем мечи на орала"). Склад, естественно, охранялся.

Новгород восстанавливали, отстраивая на месте развалин домов.
Новгород восстанавливали, отстраивая на месте развалин домов.

Лева-"Одессит", хромая и опираясь на палку, куда-то ушел. а вернувшись показал человеку какую-то бумагу, а мне сказал: "Давай". Что нам было нужно, я знал на память и, взяв инструменты, стал "вгрызаться" в недра горы.

Что-то отвинчивал, что-то выламывал, что-то вырезал. Скоро подошел молодой солдат, который мне здорово помог. Подошел Лева: "Хватит, не грузовик же у нас!" Все запчасти свободно вошли в огромную машину. Я было дернулся чего-нибудь еще прибавить, но уже начинало темнеть.

Я приезжал сюда еще один или два раза, но уже с другими начальниками и на полуторке. Приезжали за агрегатами, которые были нам приготовлены. Как и чем платила артель за эти услуги, я не знаю. Естественно, в самом городе я не был и представления не имею о том, как он выглядел в далеком 1948 году.

Да и разве мог я тогда подумать, что спустя много лет я перееду из Ленинграда в Новгород и буду заведовать кафедрой автомобильного транспорта, расположенной как раз на месте бывшего уникального склада автозапчастей?