Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Алфавит. В - Вурдалак

Михаил Бударагин

Существо страшное и заманчивое. По натуре своей бывший человек. Вурдалак отличается от вампира тем, что превращается в дикое животное (в волка, чаще всего, но люди говорят, что и в лиса). От оборотня вурдалак отличается умением и желанием пить кровь. Ночами вурдалаки посещают кладбища и питаются человеческими телами.


Вурдалак так называемый славянский вампир , наш, родной. Однако, кроме этого типа, существуют усатые вурдалаки Малороссии и Карпат. Вообще, вся традиция кладбищенской нечисти из Карпат, Румынии, Украины. В славянскую мифологию этот образ приходит сравнительно поздно (лешие и домовые, к слову сказать, появились много раньше). В исламской мифологии вурдалаки считаются самой низшей категорией джиннов. Их предводитель Иблис.

Для того, чтобы распознать вурдалака, необходимы следующие знания. Во-первых, вурдалак всегда отказывается от угощения. Вид соли и запах чеснока вызывают у него отвращение. Во-вторых, он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. В-третьих, вурдалак не станет прикасаться к священным предметам: крестам, иконам, святым книгам. Кроме того, люди, родившиеся в субботу, почему-то сразу понимают, что перед ними вурдалак.

Меры против вурдалаков можно поделить на превентивные и кардинальные. К первым относится отчитывание , то есть чтение вслух Святого Писания возле гроба умершего в течение трех ночей после смерти. Кроме того, пятки покойного можно было разрезать и сунуть под кожу иглу или иной острый предмет, чтобы ему было сложно ходить по земле. Дорогу от кладбища до дома часто посыпали маковым семенем: вампир начнет собирать его, пока не пропоют петухи. Как средства индивидуальной защиты от вампиров использовались чеснок, боярышник, шиповник, огонь лампады, железный нож, колокольчик и, конечно, крест и Святое Писание. Но если это не помогало, оставалось только разрыть могилу, и пронзить сердце вампира осиновым колом и отрубить ему голову.

Слова вурдалак до XIX века не существовало. Подобных товарищей на Балканах именовали волкодлаками или выркодлаками. Слово вампир сербского происхождения. А вурдалак выдумка А.С. Пушкина, такое же литературное слово, как и знаменитое стушеваться Достоевского. В ироническом стихотворении Вурдалак (1834) из Песен западных славян Пушкин описывает трусоватого Ваню, который чрез кладбище шел домой :

Ваня стал; шагнуть не может.

Боже! думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак.

В действительности все оказалось не так ужасно, как воображал Ваня:

Что же? вместо вурдалака

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Кроме Пушкина к теме вурдалака обращалась Наталья Лохвицкая (Тэффи). В сборнике Ведьма есть рассказ с одноименным названием, посвященный дьячку Савелию Гиацинтову, который превращался в вурдалака. Действие по традиции происходит в Малороссии.

Не был чужд этой теме и один из создателей Козьмы Пруткова А.К. Толстой. В рассказе Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного повествуется о любви героя к сербской девушке Зденке, вся семья которой превращается в вурдалаков. Герою приходится спасаться бегством, когда и сама Зденка разделяет участь семьи.

В народе же более всего известна ставшая уже фольклорной песня группы Сектор Газа Черный вурдалак . В тексте песни смысла мало, но зато все по канону лубочно страшно: Злой, как сто собак, человечий враг, Краснорылый, лупоглазый, черный вурдалак+

Вот так из малороссийских и карпатских преданий через поздний славянский фольклор и литературную традицию примечательный образ вурдалака вернулся в народ и теперь уже прочно обосновался у нынешних поклонников готики и прочего маргинального времяпрепровождения.