Лифт в будущее: Образовательная социальная сеть
Министерство Образования и Науки РФ
Всероссийский межвузовский научно-технический фестиваль «ВУЗПРОМФЕСТ»
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России
Постановление от 28 июля 2008 г. N 568 (www.kadryedu.ru)
Научные журналы открытого доступа
Совет по грантам Президента РФ для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ
Российский Фонд Фундаментальных Исследований
Российский Гуманитарный Научный Фонд
Предметно-ориентированная система подготовки педагогических кадров в Новгороде, по-видимому, формировалась в четко определенных рамках с начала XX века. Так, 1 октября 1919 г. на территории бывшего Антониева монастыря в Новгороде был открыт Новгородский институт народного образования (НИНО) путем объединения трех учебных заведений - учительской семинарии в пригородном с. Григорово, учительской семинарии, располагавшейся на ул. Большой Московской г. Новгорода и Седлецкого учительского института, переведенного в 1917 г. в Новгород из Люблинской губернии Польши по распоряжению Временного правительства. Созданный таким образом институт был высшим учебным заведением, обучение в нем вели 26 преподавателей с университетским образованием, часть из них работали ранее в столичных вузах.
В 1923 г. институт был преобразован в педагогический техникум с двумя отделениями - школьным и политико-просветительским.
Здание Новгородского государственного педагогического института (1953 г) |
В далеком 1953 году из Боровичей в Новгород был переведен учительский институт, и началась работа по организации физико-математического факультета. Один из первых приказов по Новгородскому учительскому институту посвящен назначению первого заведующего кафедрой физики: «пр. №126 по НГУИ от 14 сентября 1953 года - c 1 сентября с/г назначить заведующим кафедрой физики с окладом 1800 рублей в месяц тов. Зосимова В.В. Основание: Приказ Министерства просвещения РСФСР кк 9/205 / №1508 от 3 сентября 1953 года». Первым заведующим кафедрой математики был назначен Берман Д.Л., а первым деканом физико-математического факультета был назначен Соминский И.С. На долю этих людей выпала организация физико-математического факультета, который в течение многих лет обеспечивал школы области учителями физики, математики, основ производства, труда, информатики. Преподаватели факультета в те года организовывали научную и методическую работу, создавали учебные и научные лаборатории, которые работают до настоящего времени уже на новом уровне.
В течение всего времени работы факультета менялись специальности, по которым велась подготовка учителей. Факультет в разные годы вел подготовку по специальностям физика и основы производства, физика, математика, физика и математика, математика и физика, математика и информатика, общетехнические дисциплины и труд.
Преподаватели института активно занимались научной работой. С первых лет работы института под руководством Смородиной Т.А была организована лаборатория по физике твердого тела, которая сегодня работает как центр физических исследований. Кроме того, Боровинский Л.А. активно занимался квантовой химией и теорией начальных стадий роста кристаллов. Домрачева (Попова) Г.И. вела научную работу по функциональному анализу, Богоявленский В.П. был первым преподавателем методики преподавания физики и организатором первых кабинетов и лабораторий по методике преподавания физики.
Они были первыми. Они пришли на физико-математический факультет и стали его организаторами разными путями. Боровинский Л.А. начинал свою научную и педагогическую деятельность после окончания Ленинградского университета в Новгородском государственном учительском институте еще в Боровичах, а затем вместе с институтом переехал в Новгород. Он читал лекционные курсы по математике, теоретической физике, руководил аспирантами, заведовал кафедрой физики с 1967 года и кафедрой теоретической физики, которая была создана в середине 70-ых годов в результате деления кафедры физики на кафедру общей и кафедру теоретической физики.
С 1958 года по 1961 год деканом физико-математического факультета работала Смородина Т.А.. Она приехала в Новгород по распределению после окончания аспирантуры в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена. Читала лекции по общей физике, а также организовала аспирантуру, которую с успехом закончили первые выпускники Новгородского педагогического института, а также выпускники других институтов.
Попова (Домрачева Г.И.) приехала в Новгород на работу в институт после окончания аспирантуры при Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена. В 1955 году она защитила кандидатскую диссертацию по математическому анализу. С 1958 года до 1961 год Попова (Домрачева Г.И.) работает заведующей кафедрой математики, а с 1961 года деканом физико-математического факультета.
На первом этапе работы на факультете работали лучшие учителя математики и физики города. Среди них была Деменкова В.И.. Она работала заместителем заведующего ОблОНО, а впоследствии перешла в институт, читала курс геометрии, работала заместителем декана факультета. В 1958 году на физико-математическом факультете начала работать директор средней школы №4, заслуженный учитель школы Малиновская Е.Д. Она также возглавляла факультет в 60 – ых годах. В 1960 году начал работать на факультете Горбунов В.В., он читал курс алгебры и теории чисел и возглавлял факультет с 1962 года. Среди первых был доктор физико-математических наук, профессор Дроздов С.В. Он читал курс астрономии, организовал работу Новгородского планетария, помогал студентам вести астрономические наблюдения. Выпускники физико-математического факультета хорошо помнят Минина Л.П , его лекции по оптике и теоретической механике, его активное участие в воспитательной работе студентов. Среди первых был и Бржозовский М.И. Мы помним его лекции по математическому анализу и по теории вероятностей, помним с каким пониманием он относился к нам не всегда подготовленным к занятиям ученикам.
Среди первых был и Соловьев В.В. Он был организатором лабораторий и кабинетов по техническим средствам обучения. На базе этих кабинетов проводились всероссийские методические совещания. Он создал первые кабинеты по применению звукотехнических и аудиовизуальных средств в обучении, организовал первую киностудию, снимал первые учебные и неучебные фильмы. Кто из нас, его выпускников не помнит студию «Пароток» и ее юмористические фильмы с участием студентов и преподавателей. Виталия Васильевич учил нас использовать учебные фильмы, пользоваться школьными киноаппаратами и другой техникой. Он был одним из первых организаторов специальности «общетехнические дисциплины и труд». Он обладал удивительно тонким чувством юмора, что поддерживало нас его коллег и вызывало к нему постоянный интерес. Многие помнят его способность писать пародии, рассказывать анекдоты, а также давать принципиальные оценки происходящих событий.
С чувством горечи мы вспоминаем рано ушедшего от нас преподавателя Заблоцкого А.А. Он был выпускником физико-математического факультета, окончил аспирантуру и работал на кафедре физики, а впоследствии на кафедре общетехнических дисциплин. Он очень много сделал как преподаватель электротехники, был организатором учебных мастерских, работал заместителем декана факультета по отделению «общетехнические дисциплины и труд». Это был чутким, отзывчивым, ответственный человек. Мы его ученики и коллеги не можем смириться с его потерей. Но жизнь вносит свои поправки.
Они были первыми. Их уже нет с нами. Светлая им память и огромная благодарность от нас за все, что они сделали: за знания, которые мы с помощью их получили, за то, что их труд для нас является образцом, примером высокого педагогического профессионализма, за чуткое отношение к нам в те тоже непростые годы.
50 лет факультета знаменательно еще и тем, что в настоящее время здравствуют многие его основатели, им уже немало лет, но они помогают нам своим примером и своей памятью о нас, о факультете. Таким ветераном основателем факультета является Петрова Н.А. , которая руководила кафедрой физики в самом начале ее становления. Она сделала очень много для развития научной работы на новом тогда факультете, руководила методической работой кафедры. Эту работу она продолжает и в настоящее время. Много внимания Нина Александровна посвящает работе со школьниками. Она руководила заочной физико-математической школой, которая в настоящее время стала заочной школой естественных наук, что позволяет вести подготовку школьников не только по физике и математике, но и по химии, биологии и другим дисциплинам.
С 1955 года работала на кафедре математики Кузьмина С.А. После защиты диссертации Серафима Алексеевна руководила кафедрой математики с 1961 по 1974 год, а с 1974 года по 1976 год она руководила кафедрой алгебры и геометрии, которая была образована при делении единой кафедры математики на кафедру математического анализа и кафедру алгебры и геометрии. Огромное внимание Кузьмина С.А. уделяла подготовке студентов по методике преподавания физики, постоянно работала на курсах повышения квалификации учителей, организовывала методические семинары по анализу школьных учебников, олимпиады школьников, руководила дипломными работами. В настоящее время Серафима Алексеевна на заслуженном отдыхе, но и сейчас она помогает своим коллегам, активно участвует в сборе материалов по истории факультета и кафедры, а также помогает своим внукам изучить математику. С глубокой благодарностью вспоминают выпускники Серафиму Алексеевну за ее труд, за ее вклад в наше обучение, в подготовку учителей математики.
Одним из первых на факультете работал Кузьмин А.М. Он был первым преподавателем вычислительной математики с применением первых калькуляторов, организатором кабинета вычислительной математики. Александр Мефодиевич работал заместителем декана, руководил подготовительным отделением, заведовал отделом по гражданской обороне института. Он уделял огромное внимание воспитательной работе студентов, организации физико-математических вечеров, конкурсов, олимпиад. Он и в настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, не забывает коллег, всегда приходит им на помощь, всегда интересуется делами на факультете, помогает оформлять историю факультета.
Одним из первых преподавателей факультета является Бржозовский Г.И. С большой теплотой отзываются о нем его бывшие ученики, отмечая его аккуратные лекции по математическому анализу, интересные занятия по тригонометрии, его математические находки и умение быстро ориентироваться при решении любых вопросов учебной и воспитательной работы. Долгое время Георгий Иванович был деканом физико-математического факультета. Все мы помним его как прекрасного организатора, отличного преподавателя, внимательного к проблемам других людей человека. В настоящее время Георгий Иванович на заслуженном отдыхе.
Организатором первых лабораторий и кабинетов по электротехнике и радиотехнике был Чунин А.А. В созданных им и под его руководством лабораториях учились первые выпускники будущие учителя физики и основ производства. В сегодняшних лабораториях также используются его идеи. Мы надеемся, что Чунин А.А. поделится сам своими воспоминаниями и впечатлениями от тех времен и поможет восстановить события того времени.
Одной из первых на факультете начала работать Авдеева В.А. Она преподавала геометрию, ее аккуратные лекции до настоящего времени хранят многие бывшие студенты, с благодарностью вспоминая все, что связано с общением с Валентиной Александровной. Она часто была куратором студенческих групп, и эти группы чаще всего были самыми организованными, с большим числом отличников и хорошистов.
Огромный вклад в подготовку учителей физики и математики внесла Гессе И.А. Она занималась научной работой, читала лекции по различным разделам физики, проводила лабораторные работы. Длительное время Ирина Александровна руководила кафедрой физики. Под ее руководством модернизированы многие лабораторные работы, поставлены новые работы физического практикума, подготовлены методические пособия. Выпускники физмата вспоминают Ирину Александровну не только, как прекрасного преподавателя, но и как принципиального чуткого отзывчивого человека. В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, Ирина Александровна интересуется делами кафедры и специальности, поддерживает связи с нами, с теми, кто у нее получил прекрасные знания по физике.
Огромный вклад в подготовку учителей физики и математики внес Протасов И.Ф.. Он проводил занятия по методике преподавания математики у студентов специальности физика и математика. Систематически работал на курсах повышения квалификации учителей, руководил педагогической практикой.
Свой вклад в подготовку учителей физики и математики внесли Горбунова Е.М., Федорова Л.С., Поповичева Л.М., Чупуро О.П., Егорова Л.И., Борисова О.Е., Чибисова С.И.. Мы помним их, высоко оцениваем их труд, с глубокой благодарностью вспоминаем, все, что связано с ними. Они работали кураторами групп, участвовали во всех делах факультета, а главное отличались большим профессионализмом при проведении занятий по математике, что позволяло учитывать особенности подготовки студентов и требования будущей специальности. Чибисова С.И. и Поповичева Л.М работали заместителями декана факультета и внесли огромный вклад в организацию учебной работы.
Среди первых преподавателей факультета были Чистякова Р.В., проживающая ныне в Санкт-Петербурге и Недялкова Г.М. – доцент кафедры теоретической физики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Мы надеемся, что они сами поделятся своими впечатлениями о работе в Новгороде на физико-математическом факультете. Эти преподаватели поддерживают связь со своими Новгородскими учениками, иногда приезжают в Новгород.
Мы обращаемся ко всем выпускникам физико-математического факультета с просьбой поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о годах учебы на физико-математическом факультете. Предлагаем Вам оформить их в письменном виде и прислать на кафедру общей физики или на кафедру алгебры и геометрии Новгородского университета. На основе таких отзывов и воспоминаний мы бы сделали постоянную книгу отзывов и воспоминаний, которая лучше всего отражала бы историю нашей alma mater.