Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Рассматривается вопрос о значении и сочетательных возможностях диминутивных форм этикетной лексики, получивших широкое распространение в публицистике, разговорной речи и интернет-коммуникации. На материале Национального корпуса русского языка выявлены наиболее употребительные этикетные диминутивы, относящиеся к тематическим группам «Благодарность» и «Приветствие». Описаны типичные и специфические свойства этикетных диминутивных форм. Из типичных свойств отмечены использование в эмотивных высказываниях и тенденция к совместному употреблению с качественными прилагательными. К специфическим отнесена высокая словообразовательная активность, способность образовывать серии производных и тавтологические формы. Выявлена способность диминутивов этикетной лексики образовывать сочетания с диминутивными формами оценочных прилагательных. Особо отмечена многофункциональность этикетных диминутивов, способных в условиях контекста приобретать различные модально-субъективные смыслы. Описана обусловленность метаязыкового комментария, указывающего на тип оценочной реакции, диффузностью семантики диминутива.
Ключевые слова: диминутив, производное, производящее, этикет, словообразовательная активность, метаязыковой комментарий
Diminutive forms are widely used in journalism, colloquial speech and Internet communication. The article deals with the meaning and the compatibility options of diminutive forms of etiquette vocabulary. The material of the National corpus of the Russian language reveals the general and specific features of etiquette vocabulary diminutives. These features include high word-formation activity, the ability to form tautological forms combined with diminutive forms of qualitative adjectives. In addition, the predominance of evaluativeness in the semantics of etiquette diminutives enables them to express various modal-subjective meanings in the range of context: "acceptable ― unacceptable", "consent ― refusal". Diminutive forms of etiquette vocabulary have individual, distinct from the properties of producing semantic and combining properties. The presence of specific features in the syntagmatics and paradigm of etiquette diminutives proves the feasibility of studying the diminutive by thematic groups.
Keywords: diminutive, derivative, producing, etiquette, word-formation activity, metalanguage comment
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.3(21).11
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.