Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Рассматривается мифология городского пространства, которое в образах американских фильмов ужасов жестко стратифицируется в официальных и маргинальных топосах потребительской цивилизации. Визуализация ужасного конфликта государственных социальных ролей и скрытой повседневной жизни обывателей в маргинальных пространствах, фиксирует комплекс нестандартных ситуаций, которые требуют от героев неординарных экзистенциальных, эмоциональных и интеллектуальных усилий. Искусственность городского ландшафта только усиливает напряжение населяющих его сообществ. В традициях «массовой культуры» маргинальные топосы вытесняются из хронологии городской жизни и потому становятся генераторами зла и ужаса. Они выступают символами ущербности и неполноценности индивида и цивилизации, а также извечными территориями внутренней борьбы человека со своими страхами, которые персонифицируются в образах мифологических инфернальных существ. Кроме того, подобные хронотопы непрерывно генерируют ужасные образы извечных «теневых» оппонентов цивилизации, представленные, с одной стороны, бактериями, вирусами, синантропными насекомыми и грызунами, а с другой, витализированными отходами жизнедеятельности, мусором, канализацией, пустырями и свалками. Голливудская визуализация хронотопов ужасного противостояния города и бунтующей природы становится формой бессознательной компенсации битвы человека за свои права и технологией идеологической сублимации социальных протестов и революций в соматических моделях межвидовой борьбы за выживание.
Ключевые слова: маргинальная топология, город, идеологическая сублимация, борьба за выживание, образы синантропных организмов, инфернальная мифология, массовая культура, американский фильм ужасов
The article deals with the mythology of urban space, which is rigidly stratified in the images of American horror films in the official and marginal topos of consumer civilization. Visualization of the terrible conflict of state social roles and hidden everyday life of the inhabitants in marginal spaces, fixes a complex of non-standard situations that require extraordinary existential, emotional and intellectual efforts from the characters. The artificiality of the urban landscape only increases the tension of its communities. In the tradition of "mass culture" marginal topos are displaced from the chronology of urban life and therefore become generators of evil and horror. They are symbols of the inferiority and inferiority of the individual and civilization, as well as the eternal battlefields of the internal struggle of man with his fears, which are personified in the images of mythological infernal creatures. In addition, these chronotopes continuously generate terrible images of the eternal "shadow" opponents of civilization, represented, on the one hand, by bacteria, viruses, synanthropic insects and rodents, and on the other, by vitalized waste, garbage, sewage, wastelands and landfills. Hollywood visualization of the chronotopes of the terrible confrontation between the city and the rebellious nature becomes a form of unconscious compensation for the battle of man for his rights and the technology of ideological sublimation of social protests and revolutions in somatic models of interspecies struggle for survival.
Keywords: marginal topology, city, ideological sublimation, struggle for survival, images of synanthropic organisms, infernal mythology, mass culture, American horror film
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.3(21).16
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.