Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Рассматриваются ахматовские образы и реминисценции в поэзии И.Бродского. На появление сходных образов повлияло тесное общение поэта с Ахматовой в начале 1960-х годов. Поэтов объединяют мотивы смерти и бессмертия, временной поэтической «смерти». Голоса прошлого и настоящего звучат в стихах «как доказательство реального существования вечности <…> в языке, литературе» (А.А.Фокин). Переход в XXI век мыслится Бродским как гарантированный для Ахматовой, но не для ее почитателей и современников. Поэт придает будущему, смерти и вечности апокалиптическую окраску, обращаясь к не характерному для Ахматовой образу коня, ищущего всадника, и к образам глаза и изумруда (зеленого цвета), соотносящимся с отмеченным в эссе о «музе плача» цветом ее глаз. У Бродского важны мотивы зрения, зеркала (из «Поэмы без героя») и стекла. Ахматовские «опыт смерти» и совмещение в фокусе призмы индивидуальной души и призмы истории «посредством просодии, которая, по сути дела, есть хранилище времени в языке». Душа и тело — распространенные мотивы у обоих поэтов. Поэту важна идея сближения земли и неба (земное — временное, небо — божественная вечность), причем сугубо приземленно звучит «солдатский шаг» (в «Реквиеме» Ахматовой — «шаги тяжелые солдат»). Молодой поэт выбирает один из главных для него этических и эстетических ориентиров.
Ключевые слова: смерть и бессмертие, Апокалипсис, душа и тело, земля и небо, зеркало
The article deals with Akhmatova's images and reminiscences in the poetry of I.Brodsky. The appearance of similar images was influenced by close communication with Akhmatova in the early 1960s. The motives that unite poets are death and immortality, temporary poetic “death” — oblivion. The voices of the past and present are heard in the verses “as proof of the real existence of eternity <...> in language and literature” (A.A.Fokin). Brodsky sees the transition to the twenty-first century as guaranteed for Akhmatova, but not for her admirers and contemporaries. The poet gives the future, death, and eternity an apocalyptic colour, referring to the image of a horse looking for a rider, which is not characteristic of Akhmatova, and to the images of the eye and the emerald (green), which correspond to the colour of her eyes noted in the essay on the “muse of lamentation”. In Brodsky, the motives of vision, mirrors (from the Poem without a Hero) and glass are important. Akhmatov's “experience of death” and the combination in focus of the prism of the individual soul and the prism of history “through prosody, which, in fact, is the repository of time in language”. The soul and the body are also common motifs used by both poets. The poet is interested in the idea of the rapprochement of earth and sky (earthly — temporary, heaven — divine eternity), and the “soldier's step” sounds especially mundane (in Akhmatova's Requiem — “heavy steps of soldiers”). The young poet chooses one of the main ethical and aesthetic guidelines for him.
Keywords: death and immortality, Apocalypse, soul and body, earth and sky, mirror
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.1(34).114-122
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.