Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Представлен сопоставительный анализ двух пропагандистских артефактов периода советско-финской войны 1939—1940 гг. Советская маршевая песня эксплуатирует возможности «большого стиля» в искусстве, где доминирует монументальность, пафос и актуальная для рецепции потенциальной аудитории мифологическая структура. Истинное назначение и цели войны деформируются созданием ложного по смыслу нарратива. Финский музыкальный памфлет по формальным признакам строится на другой основе. Включенные в текст ирония и сатира на первый взгляд воспринимаются как справедливая оценка действий агрессора. Вместе с тем, композитор и автор текста апеллируют, в первую очередь, к эмоциональному аспекту восприятия и по-своему деформируют реальность. В памфлете актуализируются идеи национальной непримиримости, абсолютно негативной интерпретации общей истории существования государств и демонизация противника. В конечном итоге оба текста в равной степени используют технику манипуляции массовым сознанием, опираясь при этом на особенности менталитета и политической культуры своей аудитории.
Ключевые слова: советский, финский, война, пропаганда, маршевая песня, музыкальный памфлет, деформация реальности, манипуляция
The present article provides a comparative analysis of two propaganda artefacts of the period of the soviet-Finnish war of 1939—1940. Soviet march song exploits the opportunities of the “great style” in art with the dominance of monumentality, pathos and mythological structure that is actual for the reception of the potential audience. The true goal and aims of the war are deformed by creating a mendacious narrative. Finnish musical pamphlet is built as to its formal features on different grounds. Irony and satire included in the text at the first glance are perceived as a just evaluation of the aggressor’s actions. At the same time, the composer and the author of the lyric appeal, first and foremost, to the emotional aspect of the perception and distort reality in their own way. Pamphlet foregrounds ideas of national strife, totally negative interpretation of the general history of the existence of states and demonization of the enemy. All in all, both texts to an equal degree apply the technique of manipulation with mass consciousness proceeding from the peculiarities of the mentality and political culture of their audience.
Keywords: Soviet, Finnish, war, propaganda, march song, musical pamphlet, distortion of reality, manipulation
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.1(34).123-128
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.