Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Аннотация. В начале ХХ века многие отрасли российской промышленности находились в зависимости от импорта из европейских государств, в том числе из Германии. После вступления России в Первую мировую войну армия стала испытывать нехватку топлива, транспорта, боеприпасов, лекарств. На основе архивных документов и материалов периодики в статье анализируется вовлеченность персонала и учащихся высших учебных заведений в деятельность по преодолению кризиса снабжения. Выделяются два периода их участия в работе на нужды обороны: на первом этапе (1914–начало 1915 г.) помощь сводилась в основном к созданию лазаретов и санитарных команд для обслуживания потребностей раненых и больных воинов; с весны 1915 г. оборонное ведомство стало активно задействовать научно-методический, материальный и кадровый потенциал вузов. Автор приходит к выводу, что работа высших учебных заведений способствовала не только обеспечению армии, но и освобождению отечественной промышленности от иностранной зависимости.
Ключевые слова: Первая мировая война, высшие учебные заведения, студенчество, патриотические настроения, помощь фронту.
Abstract. At the beginning of the twentieth century, many sectors of Russian industry were dependent on imports from European countries, including Germany. After Russia's entry into the First World War, the army began to experience shortages of fuel, transport, ammunition and medicines. Based on archival documents and periodicals, the article analyses the involvement of staff and students of higher educational institutions in the activities to overcome the supply crisis. Two periods of their participation in the work for defense purposes are distinguished: at the first stage (1914–early 1915) the assistance was mainly limited to the creation of infirmaries and sanitary teams to serve the needs of wounded and sick soldiers; from the spring of 1915 the military department began to actively use the scientific, methodological, material and personnel potential of higher education institutions. The author concludes that the work of higher educational institutions contributed not only to the provision of the army, but also to the liberation of domestic industry from foreign dependence.
Keywords: The First World War, higher educational institutions, students, patriotic sentiments, assistance to the front.
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.1(52).133-140
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.