Вестник НовГУ

Вестник НовГУ > 2020 > №5(121) Технические науки > Иванов Е.В. О свободе как педагогическом феномене (на основе взглядов Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого и С.И.Гессена)

Иванов Е.В. О свободе как педагогическом феномене (на основе взглядов Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого и С.И.Гессена)

УДК 37.017.924
Иванов Е.В. О свободе как педагогическом феномене (на основе взглядов Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого и С.И.Гессена) // Вестник НовГУ. Сер.: Технические науки. 2020. №5(121). С.122-126.

Ключевые слова: свобода, феномен свободы в педагогике, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С.И. Гессен

Взятый в постсоветское время курс на гуманизацию отечественного образования предполагает пристальное внимание к изучению сущности и способам реализации феномена свободы в педагогике. В статье рассмотрены различные взгляды на данную проблему трех видных мыслителей: Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и С.И. Гессена. Руссо понимал свободу в педагогике на неком идеалистическом уровне, недостижимом в реальной жизни, но дающем пищу для размышления и дальнейшего развития теории и практики гуманистического образования. Толстой пытался осмыслить и реализовать феномен свободы на максимально реально возможном уровне, заложив тем самым основы и дав толчок развитию «свободного воспитания» как самостоятельного педагогического направления. Гессен подходил к пониманию свободы с рационалистических позиций и при этом указывал на возможный тоталитарный уровень, при котором любая свобода воли, выбора и действий растущего человека подавляется, а сам процесс обучения и воспитания сводится к натаскиванию и муштре.


UDC 37.017.924
Ivanov E.V. On freedom as a pedagogical phenomenon (based on the views of J.-J.Rousseau, L.N.Tolstoy and S.I.Gessen) // Vestnik NovSU. Issue: Engineering Sciences. 2020. №5(121). P.122-126.

Keywords: freedom, free education, phenomenon of freedom in pedagogics, S.I.Gessen. J.-J.Rousseau, L.N.Tolstoy

The course taken in the post-Soviet era on the humanization of national education presupposes close attention to the study of the essence and method of realizing the phenomenon of freedom in pedagogy. The article discusses different views on the problem by three prominent thinkers, including J.-J.Rousseau, L.N.Tolstoy and S.I.Gessen. J.-J.Rousseau understands freedom in pedagogy at a certain ideal level, unattainable in real life, but giving food for thought and further development of the theory and practice of humanistic education. L.N.Tolstoy tries to comprehend and realize the phenomenon of freedom at the maximum realistically possible level, thereby laying the foundations and giving impetus to the development of “free education” as an independent pedagogical concept. S.I.Gessen approaches the understanding of freedom from a rationalistic standpoint and at the same time points to a possible totalitarian level, where any freedom of will, choice, and actions of a growing person is suppressed, and the process of training and education itself is reduced to coaching and drill.
DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2020.5(121).122-126

Загрузить (500 КБ)