«… Окончание войны я встретил в городе Сегеж, находившимся на полпути от Петрозаводска до Мурманска. Узнав о Дне Победы, в ночь на 9 Мая, мы в нижнем белье выбежали из казармы, захватив винтовки, и расстреляли на улице весь комплект патронов. А утром 9 мая нас встречали многие жители города, приглашали в дом и угощали. Было много тостов в честь Победы…».
Розов Е.К. Мои воспоминания 1995 год // Юность, опаленная войной : сб. арх. материалов и воспоминаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / сост.: Л. А. Вавилова, Е. В. Откидач, Т. Л. Верхорубова ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - 2-е изд., доп. и испр. - Великий Новгород, 2010. – С.158.
«…В весьма короткое время наш полк полностью был обеспечен самолетами ТУ-2 и, недалеко от Москвы началась усиленная подготовка к Параду Победы. Сначала летчики учились летать звеньями - здесь главное было выдержать дистанцию между самолетами. Затем тренировались летать эскадрильями по 9 самолетов. А после этого уже летали три звена по 9 самолетов. Для летчиков это была весьма трудная работа, так как надо было выдержать расстояние и между самолетами, и между звеньями, и между эскадрильями. Было условлено, что аэродром, на котором шли тренировки, представлял собой Красную площадь Москвы, и над этой площадью пролетали самолеты полка, а начальство на земле наблюдало, как выглядит строй полета, и по радио сообщало замечания и поправки. Кроме того, на аэродроме был установлен фотоаппарат, фиксировавший полеты. Фотографии затем показывали летчикам, чтобы они могли видеть свои ошибки.
Надо сказать, что для того чтобы летать строем, необходима большая тренировка, как говорят, должен быть выработан «глазомер». И в начальный период этот «глазомер» вырабатывали на земле. На площадке аэродрома самолеты устанавливали так, как они должны лететь в воздухе. Затем экипажи садились в самолеты и хорошо просматривали, как стоят самолеты, как они выглядят и т.д. Это помогало летчикам быстрее освоить технику полета строем. К определенному сроку летчики хорошо освоили полеты строем.
Накануне Парада Победы тщательно проверили готовность техники к полету. Этот полет был особо важным правительственным заданием. Ведь это был Парад Победы, на который были обращены взоры всего мира, и нужно было делать так, чтобы не было никаких замечаний.
Настал день Парада. Нас подняли раньше обычного. Мы отправились на аэродром готовить самолеты к вылету. Убедившись, что оборудование самолетов исправно, я расписался в бортовых журналах. Все были готовы к полету. Но в тот день с утра была пасмурная погода, а затем пошел мелкий дождь. Облака совсем низко нависли над аэродромом. Однако мы все не теряли надежды, что полет состоится.
На старт вырулили 90 самолетов, взлетать должны были звеньями.Было весьма отрадно видеть эту колонну. А перед выруливанием оказалось, что на одном из самолетов не было радиста, мне пришлось надеть парашют и лететь в качестве радиста. В самолетах мы просидели около часа, а дождь тем временем усиливался. В конце концов, дали отбой, самолеты были отправлены на стоянки, а нам разрешили идти гулять в город. Командование полка было приглашено на обед в Кремль. На электричке мы добрались до Москвы. На всех площадях были устроены гулянья. Все улицы и площади были полны народа,везде чествовали победителей. Мы посмотрели концерт на Комсомольской площади. День прошел очень хорошо. На второй день мы приводили в порядок свои самолеты, а через несколько дней, полк получил направление на Восток…».
Знаенко С.И. Из воспоминаний о войне: Парад Победы. Июнь 1945 года // Юность, опаленная войной : сб. арх. материалов и воспоминаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / сост.: Л. А. Вавилова, Е. В. Откидач, Т. Л. Верхорубова ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - 2-е изд., доп. и испр. - Великий Новгород, 2010. – С.83-84
«… Наступал Первомай . Бои шли уже в самом Берлине. Все ждали конца войны. И как долго ждали! И все же конец ее наступил вроде так неожиданно. В ночь на 9 мая в 2-3 часа ночи все мы проснулись в казарме, вскочили от криков. Кто-то кричал, что война закончилась. Включили радио и до утра уж никто не спал. Начинало светать. Наступал первый мирный день после 1418 дней, почти 4 лет войны.
С утра я поехал на трамвае на Красную площадь. Был в солдатской шинели и в ботинках с обмотками. Вид весьма фронтовой. В трамвае какой-то пожилой гражданин обнял и поцеловал меня. Подхожу к площади и читаю на витрине киоска на первой странице газеты «Извести», в самом начале и во всю ширину газеты заголовок крупными красными буквами: «С ПОБЕДОНОСНЫМ ЗАВЕРШЕНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ТОВАРИЩИ!». До сих пор эта строка перед глазами, хотя прошло уже 60 лет. Она так заполнилась, ибо этой фразой было сказано все, что было выстрадано, совершено и завершено. К сожалению, я не догадался купить эту историческую газету и сохранить ее хотя бы для себя.
А вечером пошел в кино. Недалеко от площади, опять Красной площади, купил в кинотеатре билет на 6 часов вечера. И кинолента называлась «В 6 часов вечера после войны». Какое необыкновенно редкое совпадении е названия и времени! Такое бывает только раз в жизни человека и поколения. Было такое приподнятое и радостное настроение и, казалось, что день этот не кончится, а будет продолжаться вечно. И так оно и стало, ведь день этот стал вечным в памяти всенародной!
Москва ликовала. На Красной площади плясали. Я ходил и все это наблюдал. На другой день в газете «Правда» я увидел снимок, как две женщины плясали на площади, и сразу узнал их по необычным платьям, а только после нашел на снимке и себя в фуражке, так как стоял близко».
Ившин В.Д. Воспоминания о Великий Отечественной 1941-1945 гг. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2005. – С.26.
Приказ НовГУ №1935 (19 КБ) |
11. Приказ Вахта Памяти (17 КБ) |
План 70 лет Великой Победы (рабочий) (818 КБ) |