Гармонь в России появляется в конце ХVIII века, а уже в начале XIX столетия она становится излюбленным русским народным инструментом. Производство гармоней в России пошло из Тулы. Тульские гармони представлены на выставке самыми разнообразными экземплярами, в том числе редкими старинными миниатюрными гармошками. Кроме тульской гармони, известны саратовская и ливенская, вятская и вологодская, тагильская и шуйская, «петроградка» и «бологовка», которую изготавливали в Бологое Валдайского уезда, в мастерских Якова Якка, Дмитрия Митропольского. На протяжении двух столетий гармони производились кустарными мастерскими и знаменитыми поныне гармонными фабриками в различных регионах России. Знаменитые «тальянки» пришли к нам из Италии.
Частный музей «Гармони деда Филимона» в Туле был открыт недавно. Его экспонаты — это частная коллекция музыкальных инструментов: гармоней, аккордеонов и баянов. В коллекции музея более 150 экспонатов: гармони необычных форм, исторически ценные экземпляры и архивные фотодокументы. Каждый предмет хранит свою уникальную историю. В экспозиции представлена знаменитая ливенская гармонь с длинными мехами — непременный атрибут сватовства для гармониста. На таком инструменте играли «ливенские страдания», и, если невеста отказывала, гармонисту нужно было порвать гармонь. Еще одна интересная традиция связана со звонкой и мелодичной елецкой гармонью. На этом инструменте гармонист играл на «круговой свадьбе». В первый день музыкант около 10 часов развлекал гостей на торжестве, а на следующий день первым шел к жениху и невесте, чтобы обойти с молодыми всю деревню. Если жителей было много, такие походы могли затянуться на неделю. Зато после такого променада гармониста признавали настоящим профессионалом.
Гармони составляют основу коллекции музыкальных инструментов Кирилло-Белозерского музея-заповедника, г. Кириллов. Гармони положили начало формирования коллекции музыкальных инструментов в музее не случайно – на рубеже XIX-XX веков в Кирилловском районе появилась знаменитая кирилловская гармонь, получившая в дальнейшем широкую известность за пределами региона. Начало изготовления гармоней в Кирилловском уезде восходит к 1850-м годам. Мастером, изготовившим первый инструмент, был Иван Разин из деревни Гора Волокославинской волости. В собрании музея представлено 18 гармоней, а также заготовка гармони и отдельные детали инструментов. В музей инструменты начали поступать с 1947 года в результате собирательской работы сотрудников.
В 2022, в Музее уездного города, Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника, прошла выставка «Как гармошка заиграет…». Более пятидесяти инструментов конца ХIХ - начала ХХI века из частных валдайских собраний Андрея Панина и Владимира Гаврилова сопровождались материалами из фондов музея: предметы из семейного собрания валдайского гармониста и сапожника Владимира Иванова, гармониста Петра Харламова из деревни Паршино, мастеров Александра, Андрея и Николая Удаловых.
В 2021 г. музейный фонд УНЛ, Гуманитарный институт НовГУ (Учебно-научная лаборатория этнологических и современных социокультурных исследований) пополнился коллекцией гармоней Ивана Николаевича Коржуева. Главные условия передачи коллекции в НовГУ: её неделимость и использование в научной и просветительской деятельности. Тогда же возникла и реализуется идея создать на базе коллекции научно-образовательный музей народного быта. Научное описание и изучение коллекции является предметом деятельности лаборатории последние 2 года.
Иван Николаевич Коржуев — музыкант, собиратель, исследователь, реставратор. Иван Коржуев родился на юге Новгородской области, в городе Холм, но уже 60 лет живет в Великом Новгороде. И уже полвека собирает музыкальные инструменты, которые представлены в экспозиции музея: гармоники, баяны, аккордеоны. Есть и уникальные экземпляры. Например, баян, изготовленный специально для Краснознамённого ансамбля Советской Армии. Сегодня его уникальная коллекция это несколько десятков гармоней со всех уголков России. О каждой Иван Николаевич может рассказать целую историю.
Сейчас в музее находится 47 музыкальных инструментов. В дальнейшем коллекция должна пополниться новыми экспонатами. Самому старому инструменту в коллекции Коржуева — около 150 лет.
Гармонист, исследователь, мастер по реставрации и восстановлению гармоней, Иван Николаевич Коржуев считает: «У гармони особое предназначение: чтобы за столом, на гулянье, услышав голос этого любимого народного инструмента, развернулась душа». Современный россиянин ещё поёт, играет и пляшет, к сожалению, всё больше на сцене, а не в живом народном быту. Собранные в музее вещи говорят о том значении, которое гармонь имела для русского человека в дни мира и войны, в праздники и трудовые будни.
IX Международная. нов. для комп. (17309 КБ) |
На деревенке у нас (53281 КБ) |
Традиции новгородской Масленицы 2021. (3234 КБ) |