Современная педагогическая культура строится и развивается
на фундаменте тех богатейших запасов педагогических знаний,
которые накоплены человечеством.
Великие педагоги прошлого |
|
Николай Иванович Пирогов (13 (25) ноября 1810, Москва – 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы) – русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. |
|
Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципах гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.
|
|
|
|
Анатолий Васильевич Луначарский: (11 (23) ноября 1875 – 26 декабря 1933) – русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930), с 1917 по 1929 – нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. |
|
Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры – в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. |
|
|
|
Надежда Константиновна Крупская (Ульянова): (14 (26 февраля) 1869 – 27 февраля 1939) – советский партийный и общественный деятель. |
|
Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». |
|
|
|
Антон Семёнович Макаренко: (1 марта 1888 – 1 апреля 1939) – советский педагог и писатель. |
|
Многочисленные труды А.С. Макаренко, особенно «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
Материалы о А.С. Макаренко:
Видеофильмы о жизни А.С. Макаренко: фильм "Макаренко А.С. (6 частей):
|
|
|
|
Василий Александрович Сухомлинский: (28 сентября 1918 – 2 сентября 1970) – педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). |
|
Его жизнь – воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. Материалы о В.А. Сухомлинском:
Материалы В.А. Сухомлинского:
|
Амонашвили Шалва Александрович (1931), грузинский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989-91), доктор психол. наук (1973), профессор (1980). |
|
С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения Амонашвили – “педагогика целостной жизни детей и взрослых” – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми.
Материалы о Ш. Амонашвили:
Видеофильмы:
Книги Ш. Амонашвили:
|
|
|
|
Константин Александрович Москаленко (1917-1984) – учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого метода» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны. |
|
В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку – структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения. К.А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий. |
|
|
|
Виктор Фёдорович Шаталов (1927 - 2020) – педагог-новатор, народный учитель СССР, почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины. |
|
В этой системе учебный материал представлен в вербально-графической форме. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения”, объём и сложность которых варьируется на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно. Материалы В.Ф. Шаталова:
|
|
|
|
Лысенкова Софья Николаевна – педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов. |
|
Предложенный Лысенковой С.Н. приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп. Материалы С.Н. Лысенковой:
|
|
|