Контакты Contacts

Почтовый адрес: Россия, 173003,            г. Великий Новгород,  ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.  

Тел.: 8 (8162) 33-88-30;

Факс: (8162) 97-45-26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St,   41 Bldg., Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30

Fax (8162) 97-45-26



Поиск статей по:

Кудинова И.A. (Kudinova I.A.)

Mетафизическая поэтика тишины / безмолвия в творчестве М.К.Чюрлениса

Metaphysical Poetics of Silence in M.K.Čiurlionis’ Creative Pieces

Исследуется особая область Чюрленисовского творчества — метафизическая поэтика. Выявляется однокоренная близость слов «тишина», «тишь», «безмолвие» (tyla, tyluma, tylėjimas) в архаичном литовском языке и их семантическое родство. В процессе анализа автор пытается выделить индивидуальные живописные и музыкальные художественные средства, которыми пользуется литовский композитор и художник для раскрытия символики тишины, безмолвия, покоя. В работе осуществлена попытка поиска смысла и цели метафизической поэтики фортепианной прелюдии d-moll, на основе анализа и выявления родства как с литовским фольклором, несущим в себе черты высокой антики, духовности, религиозности, торжественности, так и с ритмической поступью и интонациями древних русских и греческих распевов. Тональность, фактура, ритмика, интонации, имитации органного звучания и другие компоненты прелюдии являются универсальными средствами, обнаруживающими интенцию композитора в создании состояния контемпляции и передачи образов sacrum. Анализ картин Чюрлениса «Христос», «Тишина» выявляет семантику тишины и безмолвия через статику, динамику, минимализм рисунка, идеальную форму, монохромность, отсутствие событий. Стремления художника к поэтическим архипелагам тишины— условия видения и ведения истинных ценностей бытия, единого объединяющего все вещи и явления абсолютного смысла.

Ключевые словатишина, безмолвие, фортепианная прелюдия, «Христос», «Тишина», образы sacrum

The article deals with a specific field of Čiurlionis’ artistic legacy, metaphysical poetics. The affinity of related words “silence”, “quietness”, “reticence” (in the Lithuanian language sharing the same root of the word) is revealed in the archaic Lithuanian language and their semantic affinity. In the process of analysis, the author attempts to single out individual artistic means of the fine art and music used by a Lithuanian composer and artist who aimed to reveal symbolism of silence, quietness, peace. The paper attempts to search for the sense and purpose of metaphysical poetics in the piano prelude d-moll grounding on analysis and revealing the affinity with both Lithuanian folklore embracing the features of high ancient art, spirituality, religiousness, solemnity and rhythmic pace and intonation of ancient Russian and Greek chants. Tones, facture, rhythm, intonations, imitations of organic sound and other components of the prelude appear to be universal means finding the composer’s intention to create the condition of contemplation and render the images of sacrum. Analysis of Čiurlionis’ pictures “Christ”, “Silence” reveals the semantics of silence and quietness through static, dynamic appearance,  inimalism of the picture, the ideal form, monochromatic depiction, and absence of events. The striving of the artist to reach poetical archipelagos of silence are the conditions for awareness of and maintaining the true values of existence, the only one embracing all matters and phenomena of the absolute sense.

Keywordssilence, piano prelude, “Christ”, “Silence”, images sacrum

Article.PDF

 

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии