Вестник НовГУ

Вестник НовГУ > 2015 > №5 (88) > Ивановская О.Г. Семантический резонанс как способ понимания смысла педагогических текстов

Ивановская О.Г. Семантический резонанс как способ понимания смысла педагогических текстов

УДК 37.015.3, 37.025
И в а н о в с к а я О.Г. Семантический резонанс как способ понимания смысла педагогических текстов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2015. № 5(88). С.48–51. Библиогр. 24 назв.

К л ю ч е в ы е с л о в а: объяснение, понимание, тексты культуры, педагогические тексты, семантическое пространство,
семантический резонанс, метафоризация

Рассматривается роль понимания в «знаниевой педагогике» и в рамках гуманистической образовательной парадигмы. Ценности и смыслы в «знаниевой педагогике» лежат вне конкретного человека, доминирующим методом познания является объяснение как установление связи между известным и неизвестным на основе закона. В гуманитарной образовательной парадигме понимание трактуется широко как способ бытия человека в мире, результат постижения смысла. Понимание плюрально, основано на субъект-субъектных отношениях участников образовательного процесса. Понимание процессуально, но совпадение смыслов моментально, что подчёркивает важность использования метафоры в педагогическом процессе. Метафорой понимания в традиционной образовательной парадигме может быть наблюдение А.А.Брудного: «понять — значит собрать действующую модель». Метафорой гуманитарного образования может быть умение, по словам А.А.Леонтьева, «объяснять на языке Другого».
-----------------------------------------------------------------------------
UDC 37.015.3, 37.025
I v a n o v s k a i a O. G. Semantic resonance as a way of understanding the meaning of pedagogical texts // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2015. № 5(88). P.48–51. The reference list 24 items.

K e y w o r d s: explanation, understanding, texts of culture, pedagogical texts, semantic space, semantic resonance, metaphorization

In this article, the role of understanding in “knowledge pedagogy” and the humanistic educational paradigm is considered. Values and meanings in “knowledge pedagogy” exist beyond a certain person; the main method here is the explanation as establishment of connection between known and unknown things on the basis of law. In the humanitarian educational paradigm the understanding is treated widely as a way of the human being and as the result of comprehension of meaning. Understanding is often disputable and based on relations between participants of educational process. Understanding is also procedural but coincidence of meanings is instant, which emphasizes importance of using metaphor in a pedagogical process. A.Brudny told that to understand something is like to assemble a working model. This metaphor is fair for the traditional model of education. And the metaphor for the humanitarian educational paradigm is the “ability to explain in the language of Another One” (A.Leontyev).

Загрузить (341 КБ)