Вестник НовГУ

Вестник НовГУ > 2016 > 2 (93) > Гребенникова О.А. Развивающий потенциал и негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности учащихся

Гребенникова О.А. Развивающий потенциал и негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности учащихся

УДК 371.3
Г р е б е н н и к о в а О. А. Развивающий потенциал и негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности учащихся // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 2 (93). С.28–31. Библиогр. 5 назв.

К л ю ч е в ы е с л о в а: групповая проектная деятельность учащихся, развивающий потенциал, проектная группа, социальная леность, конформизм, огруппление мышления, неоптимальная самодостаточность, квазиактивность, деструктивный конфликт

Групповой проектной деятельности школьников имманентно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности учащихся на основе межсубъектных отношений. Ее наиболее значимыми социально-педагогическими эффектами являются развитие у школьников навыков межличностного и делового общения, сотрудничества и взаимопомощи, критического мышления, социальной активности, эмпатии и толерантности. Вместе с тем, реализации развивающего потенциала групповой проектной деятельности школьников могут препятствовать возникающие в процессе взаимодействия участников проектной группы негативные побочные эффекты, такие как: социальная леность, конформизм, огруппление мышления, неоптимальная самодостаточность, квазиактивность и деструктивный конфликт. В основе возникновения указанных негативных побочных эффектов лежат различия в системе ценностей участников проектной группы, асимметричность их взаимоценностных позиций и диффузия ответственности.
-----------------------------------------------------------------------------
UDC 371.3
G r e b e n n i k o v a O. A. Developmental potential and negative side-effects of school group project work // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2015. № 2 (93). P.28–31. The reference list 5 items.

K e y w o r d s: school group project work, developmental potential, project group, negative side effects, social loafing, conformity, groupthink, inadequate self-sufficiency, pseudo-activity, destructive conflict

School group project work immanently possesses substantial pedagogical potentialities for developing schoolchildren’s skills and abilities due to its interactive nature. Its most significant educational effects include the development of learners’ communication skills, cooperativeness, critical thinking, social activity, empathy and tolerance. However, the realization of the developmental potential of school group project work may be hindered by a number of negative side effects emerging in the process of project group interaction, such as social loafing, conformity, groupthink, pseudo-activity, inadequate self-sufficiency and destructive conflict. These negative side effects are caused by the diffusion of responsibility in group project work, asymmetry of trust among the members of a project group, as well as differences in their values and attitudes to work.

Загрузить (186 КБ)