Вестник НовГУ

Вестник НовГУ > 2017 > 4 (102) > Иванов Е.В. Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI—XII веков

Иванов Е.В. Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI—XII веков

УДК 37.017.92
И в а н о в Е. В. Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI—XII веков // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.47–51. Библиогр. 8 назв.

К л ю ч е в ы е с л о в а: древнерусская литература, поучения новгородских религиозных мыслителей, Лука Жидята, архиепископ Иоанн, игумен Моисей, Кирик Новгородец

Рассматривается древнерусская литература XI—XII веков, имеющая новгородское происхождение, с целью выявления и интерпретирования её педагогического содержания. В фокусе внимания находятся поучительные произведения новгородского епископа Луки Жидяты, новгородского архиепископа Иоанна, игумена Антониева монастыря Моисея и дьяка того же монастыря Кирика Новгородца. Центральное место в них занимает идея нравственного, гуманистического и демократического воспитания, предполагающая следование православным моральным заповедям, которые во многом не противопоставляются, а согласуются с народными представлениями о добропорядочной жизни и поведении. Отдельное место в ряду рассмотренных произведений занимает «Учение о числах» Кирика Новгородца, являющееся первым древнерусским математическим трактатом, используемым долгие годы в качестве учебного пособия.
-----------------------------------------------------------------------------
UDC 37.017.92
I v a n o v E. V. Religious and pedagogical ideas in Novgorodian edifying literature of XI—XII centuries // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.47–51. The reference list 8 items.

K e y w o r d s: ancient Russian literature, edifications of Novgorodian religious thinkers, Luka Zhidiata, archbishop Ioann, hegumen Moisey, Kirik the Novgorodian

The article represents the consideration of an ancient Russian literature of XI—XII centuries, originated from Novgorod, with the objective in signification and interpretation its pedagogical content. The article focuses on edifying literature pieces by Novgorodian bishop Luka Zhidiata, by Novgorodian archbishop Ioann, by hegumen Antoniev Monastery Moisey and sexton Kirik the Novgorodian. The central position takes the idea of moral, humanistic and democratic education that supposed to follow the Orthodox moral commandments. To a large extent, it doesn’t set against but conforms to the folk ideas about well-doing life and behavior. Special focus among these literature pieces belongs to “Teaching on Numbers” by Kirik the Novgorodian that considered to be the first ancient Russian mathematical treatise and had been using as a study guide for a long time.

Загрузить (205 КБ)