Про зиму

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Дальше

Руководители

И.о. директора института
Крапчунов Даниил Евгеньевич

Список сотрудников...

Телефоны подразделения

т. 97 42 82 доб. 1500
т. 97 42 82 доб. 1501
Расположение: Антоново, каб. 200, 228

Подробнее...

Институт гуманитарный

          

Гуманитарный институт НовГУ расположен на территории Антоново (Антоново, 2). Добраться можно как общественным, так и личным транспортом. Автобусные маршруты № 2, 5, 8А. Расписание движения автобусов: https://transport.nov.ru/timetable/routes.html, маршруты общественного транспорта: http://map.transport.nov.ru/ 

 Каждое направление (профиль) подготовки в нашем университете закреплен за определенной кафедрой, за каждой каф едрой закреплен администратор Отдела обеспечения деятельности (ООД) института. Связаться с адм инистраторами ООД нашего, Гуманитарного института можно по телефонам и адресам электронной почты, размещенным по ссылке https://portal.novsu.ru/dept/26692309/

Расписание занятий всех направлений подготовки также размещено на сайте: https://portal.novsu.ru/univer/timetable/

Структура Гуманитарного института с указанием подразделений, их руководителей, сотрудников и телефонов: https://portal.novsu.ru/dept/1107

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛИ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА (набор 2024 года)

42.03.02 Журналистика25 бюджетных мест очно и 25 – заочно, внебюджет – неограничен

направленность (профиль) Медиа в цифровом обществе. Кафедра Журналистики, https://portal.novsu.ru/dept/1588617/ ТЕЛЕФОН: 97 42 55 доб. 1589

направленность (профиль) Продюсирование в медиа, Кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

 45.03.01 Филология, 23 места очно, внебюджет - неограничен

направленность (профиль) Преподавание филологических дисциплин

направленность (профиль) Филология в информационном пространстве

Кафедра филологии https://portal.novsu.ru/dept/26939144/ ТЕЛЕФОН: 97 42 44 доб. 1577

 45.03.02 Лингвистика, 26 мест очно, внебюджет - неограничен

направленность (профиль) Перевод и переводоведение (английский, китайский/французский языки)

направленность (профиль) Перевод и переводоведение (немецкий язык, английский языки)

Кафедра Иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации https://portal.novsu.ru/dept/26939142/ ТЕЛЕФОН: 97 42 46 доб. 1545

46.03.00 История и археология 46 мест очно, внебюджет заочно и очно – неограничен

46.03.01 направленность (профиль) История России и археология

кафедра Истории России и археологии https://portal.novsu.ru/dept/27379740/ 97 42 49 доб. 1574, 97 42 40 доб. 1503

46.03.01 направленность (профиль) Зарубежная история

кафедра Всемирной истории и международных отношений https://portal.novsu.ru/dept/27379743/ 97 42 44 доб. 1562

 47.03.01 Философия, направленность (профиль) Социальное технологии управления, 25 мест очно, внебюджет – неограничен

кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

41.03.02 Регионоведение России, направленность (профиль) Внутренняя политика, очно-заочная (вечерняя) форма с дистанционными технологиями – бюджет 16 мест, внебюджет – неограничен

Кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

МАГИСТРАТУРА:

42.04.02 Журналистика, направленность (профиль) Современная медиасфера, заочно, внебюджет  - неограничен

кафедра Журналистики https://portal.novsu.ru/dept/1588617/ ТЕЛЕФОН: 97 42 55 доб. 1589

45.04.02 Лингвистика, направленность (профиль) Международный туризм и экскурсионная деятельность (английский, китайский языки), бюджет очно - 28 мест, внебюджет – неограничен

Кафедра Иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации https://portal.novsu.ru/dept/26939142/ ТЕЛЕФОН: 97 42 46 доб. 1545

51.04.01 Культурология, направленность (профиль) Креативные индустрии, бюджет очно – 8 мест, внебюджет очно и заочно - неограничен

Кафедра Философии, культурологии и социологии https://portal.novsu.ru/dept/26939158/ ТЕЛЕФОН: 97 42 43 доб. 1580

46.04.01 История и археология, бюджет очно – 15, заочно – 10, внебюджет неограничен

направленность (профиль) История и археология

кафедра Истории России и археологии https://portal.novsu.ru/dept/27379740/ ТЕЛЕФОН: 97 42 49 доб. 1574, 97 42 40 доб. 1503

направленность (профиль) Международные отношения: Балтийский регион в пространстве истории и культуры

кафедра Всемирной истории и международных отношений https://portal.novsu.ru/dept/27379743/ ТЕЛЕФОН: 97 42 44 доб. 1562

Согласно заключению комиссии по аккредитационной экспертизе НовГУ  имени Ярослава Мудрого, проведенной с 19 марта по 17 апреля 2018 года, содержание и качество всех направлений подготовки Гуманитарного института признаны полностью соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам

 Историю гуманитарного образования в России и на Новгородской земле мы с полным основанием ведём от первых упоминаний о распространении просвещения в древнерусских источниках. К сожалению, в обиходе часто используют словосочетание «точные науки» по отношению к естественно-научному блоку дисциплин, закрепляя стереотип, что гуманитарное знание – неточное, незаслуживающее уважения и не требующее высокой квалификации и многолетнего образования.

На самом деле, вся средневековая наука, по сути, была гуманитарной, поскольку, начиная с древнегреческой античности, «образование не предполагало знакомство с конкретными занятиями и лишь учило говорить, писать, размышлять, владеть своим телом. То есть образование сводилось к воспитанию определенных качеств или свойств личности». В Новое время, начавшееся в России с Петровских реформ, с вопроса о месте человека как объекта исследования расширяются пределы научного знания. «Лишь развитие естественных наук, вызвавшее появление «навигацких» школ, технологических и политехнических институтов (Россия), высших инженерных школ (Франция) и технических университетов (Германия, США, в наше время – Англия), отделило гуманитарное образование от естественнонаучного и инженерного».

Таким образом историю гуманитарного образования на Новгородской земле мы с полным основанием ведём с первых достоверных упоминаний о распространении просвещения в древнерусских источниках. После принятия православия в Новгороде быстро стало развиваться книжное дело. Христианам необходим был не только храм, но и богослужебные книги. Обучением грамоте занимались священнослужители, книжники, деяния которых отражены в летописях, хронографах, житиях и народных преданиях. Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин повелел некоему Ефрему при Софийском соборе обучать «учению книжному». Софийская первая летопись сообщает под 1030 годом об учреждении Ярославом Мудрым в Новгороде школы для детей «старост и попов», числом в 300 человек, «учити книгом».

Первая достоверная дата основании монастыря в Новгороде относится к деятельности Антония Римлянина. Согласно его Жития, он приплыл в Новгород на камне и в 1106 основал монастырь, построив в нем деревянный храм. Фактически, с этого времени мы можем отсчитывать непрерывную историю образования и науки, ведущую напрямую к Гуманитарному институту НовГУ. Новгородская первая летопись говорит, что уже в 1117 году игумен Антоний заложил каменный храм Рождества Богородицы, который и сегодня могут видеть и посещать наши студенты. 

Преподобный Антоний в основанном им монастыре быстро собрал вокруг себя братию, которая не только молилась, но переводила и переписывала книги, постигала всевозможные науки того времени. Выдающимся насельником этой древнейших из русских обителей был младший современник Антония Кирик. Его познания и интересы отличались многосторонностью. Он стал автором самого древнего русского математического сочинения 1136 года «Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». В нем Кирик посчитал, сколько месяцев, недель, дней и даже часов прошло от «сотворения мира» до года, в котором написано сочинение. Он хорошо разбирался в математических вычислениях, действиях с дробями, в астрономии. В его сочинениях разбирались вопросы канонического права и практики его применения. Он был чрезвычайно образованным человеком и его с полным правом можно назвать замечательным педагогом, предугадавшим основные принципы современной дидактики: системности, последовательности, наглядности и прочности. Это явно прослеживается в структуре и содержании «Учения о числах», имеющего четкую, дидактически выверенную логику построения и обучающую направленность изложения, ориентированную на сознательное, самостоятельное усвоение и практическое применение полученных знаний в реальной жизни. Двадцатишестилетний монах был не только математиком, астрономом, но и историком. Вероятно, он участвовал в создании одной из Новгородских летописей, по поручению епископа Нифонта, составив 1136 году летописный свод. Самым необычным его сочинением стало «Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту» - длинный список вопросов, на самые разные темы, касающиеся веры и спасения души.

С появлением в Новгороде одного из братьев Лихудов можно говорить о появлении здесь европейских традиций образования. Закончив Падуанский университет, Лихуды привозят в Новгород не только свои конспекты, библиотеку, но и методику преподавания. Их школа, основанная в 1706 году, стала архиерейской и переехала из кремля в Антоново. Очевидно, их педагогическое и методическое наследие повлияло на развитие Новгородской духовной семинарии, открывшейся в Антоново в 1740 году по Указу Анны Иоанновны. Не только книжное собрание Лихудов, но и библиотека Феофана Прокоповича, а также других выдающихся деятелей отечественной истории того периода стали фундаментом и содержанием развития гуманитарного образования и науки в Антоново и Новгороде.

Новгородский институт народного образования, открытый 1 октября 1919 г., территориально находился в стенах семинарии, в Антоново. Переименованный в 1922 г. в Практический институт народного образования, он вобрал в себя две учительские семинарии, существовавшие еще до революции, а также Седлецкий учительский институт Люблинской губернии, эвакуированный в Новгород в 1917 г. из Польши. Соответственно традиции гуманитарного образования в Новгородском университете восходят также к истории учительской семинарии, основанной в 1900 г. В 1923 г. Практический институт народного образования стал Новгородским педагогическим техникумом, в составе которого было политико-просветительское отделение.

Далее гуманитарное знание и образование развивалось в рамках исторического факультета и факультета русского языка и литературы Новгородского государственного педагогического института, который был преобразован в педтехникум в 1932 г. После реорганизации в 1934 г. в учительский институт в нем остались как раз эти два факультета. В 1953 г институт был преобразован в педагогический, при этом сохранив исторический и филологический факультеты, и разместился в восстановленном после войны дореволюционном здании Новгородской семинарии. В 1956 г. исторический и филологический факультеты объединили в один. В 1961 г. в институте был открыт факультет иностранных языков, а в 1962 г. – факультет общественных профессий, позволявший будущим учителям получить за время учебы вторую специальность. В 1993 году Новгородский педагогический институт, объединившись с Новгородским политехническим институтом, выросли в Новгородский университет, в составе которого 3 сентября 1996 г. был создан Гуманитарный институт.

 

В Гуманитарном институте на 1 сентября 2023 года числилось:

878 обучающихся: 730 СТУДЕНТОВ, 116 МАГИСТРАНТОВ, 32 АСПИРАНТА

91 сотрудник: 61 преподаватель: 9 профессоров, 17 докторов наук, 45 кандидатов наук, 32 доцента

   

Институт расположен в живописном месте на берегу р. Волхов на территории бывшего Антониева монастыря, основанного в XII в. Исторические корни гуманитарного образования в Великом Новгороде уходят в начало XVIII в., когда в 1706 г. по предложению новгородского митрополита Иова, сподвижника Петра Великого в деле просвещения России, была открыта греко-славянская школа, главами которой были известные просветители иеромонахи братья Лихуды – Иоанникий и Софроний.

   

Среди выпускников греко-славянской школы, а затем, Новгородской духовной семинарии, перенявшей в 1740 г. эстафету гуманитарного образования, множество славных имен, прославивших Россию своими делами на ниве науки, образования, государственной службы - ученый-энциклопедист, первый российский академик В.Е. Адодуров; М.И. Шеин - первый российский профессор анатомии Академии наук; известный русский философ и просветитель Тихон Задонский; ректор Петербургского университета, доктор философии М.И. Владиславлев; знаток русской словесности О.Н. Павлинский и многие другие.

 

Информацию опубликовал: Крапчунов Даниил Евгеньевич, 19.01.2024 19:01:18
Ответственный за информацию: Крапчунов Даниил Евгеньевич

Публикации подразделения

Загрузка...

Объявления

Истории успеха

Ксения Суфьяновна Карданова

Заведующий кафедрой языкознания и переводоведения , Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета

Факультет: Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации, кафедра английского языка

Группа: 9171

Выпуск: 2004