Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
В современном мире происходят изменения в интерпретации множества понятий. Их смысл размывается; понятия, казавшиеся до сих пор несоединимыми, начинают восприниматься как близкие, отсылающие друг к другу. Пара таких понятий — «творец» / «художник» (в широком смысле слова) и «безумие», а также их коннотации и взаимодействие в культурном контексте, начиная с античной Греции и заканчивая периодом Нового времени в Европе, — объект анализа в данной статье. В античности творчество связывается в сознании людей с одержимостью. Древние греки полагали, что художник может создать что-то действительно прекрасное, лишь будучи вдохновленным богами. В своей обычной жизни он абсолютно нормален, но в процессе творческой деятельности должен в буквальном смысле выйти за собственные пределы, стать проводником божественного голоса. В Средние века Бог — единственный творец, человек — копировщик Его творений. Стремление создать новое воспринимается как идущее от дьявола. В эпоху Возрождения художник становится полноправным творцом, наравне с Богом создающим новое. Он может опираться на разум или обратиться к дьяволу. В последнем случае расплатой будет его безумие и потеря творческих способностей. В Новое время осуществляется переход от веры в силу разума (и, следовательно, рациональную природу творческого процесса) к поиску иррациональной основы сущего (и художественного творения), от противопоставления фигур художника и безумца к поиску их общих черт как людей наиболее причастных к сфере неразумного.
Ключевые слова: художник, безумие, история философии, философия творчества, эстетическая мысль античности, эстетическая мысль Средневековья, эстетическая мысль Возрождения, эстетика Нового времени
Nowadays, there are some changes in the interpretation of many concepts. Their sense becomes fuzzy. The concepts that seemed to have an indisposition to combine are beginning to be perceived as being close and referring to each other. The subject-matter of this research — the pair of such concepts: “creative person” (or an artist in a broad sense) and “madness”. The article also concerns their connotations and interaction during the period from Ancient Greece until the European Modern Age. In Antiquity, creativity was connected with the obsession. The Ancient Greeks believed that an artist could create something really great, just being inspired by gods. In his ordinary life, he was absolutely normal. And only in his creative activity, he literally had to go out of himself and reveal the gods' words. In the Medieval period, God was the only creative person. A man was just a copyist of God's creations. The tendency to make something new was considered as coming from the devil. In the Renaissance, an artist became a competent creative person, who made something new along with God. He could rely on his mind or refer to the devil. In the last case, he could go insane and lose all his creative abilities. In the Modern Age, there were two different tendencies: at first, an artist was considered to base his work on reason, but then he started to search the irrational basis of the reality and creativity. The figures of an artist and a madman became close as people who both involved in a sphere of unreasonable.
Keywords: aesthetic thought of Antiquity, aesthetic thought of the Middle Ages, aesthetic thought of the Renaissance, aesthetic thought of the New Time
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.4(22).21
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.