Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
В статье говорится, что основанием для сближения музыкально-критических воззрений В.Одоевского и Ап.Григорьева является общая неоромантическая платформа, возникшая как продукт осмысления на русской почве философии искусства Шеллинга и Гегеля. Романтическое начало в этом случае имело не столько стилевое, сколько смысловое наполнение и с течением времени приобретало расширительное значение. В статье прослеживаются точки совпадения и расхождения позиций в отношении оперного искусства в музыкальной критике В.Ф.Одоевского и Ап.Григорьева. В связи с этим привлекаются сведения о личных взаимоотношениях обоих критиков, анализируются их оценочные суждения по поводу оперного творчества Д.Мейербера, М.Глинки, Р.Вагнера, А.Н.Серова, и др., а также в целом о сущности зарубежной оперы и степени органичности оперного искусства для русской художественной ментальности.
Ключевые слова: романтизм, оперное искусство, В.Ф.Одоевский, Ап.А.Григорьев, Р.Вагнер, Д.Мейербер, М.И.Глинка, А.Н.Серов, эстетические воззрения
The article says that the basis for the rapprochement of the musical-critical views of V.Odoevsky and A.Grigoriev is a common neo-romantic platform that emerged as a product of understanding the philosophy of Schelling and Hegel's art on Russian soil. The romantic beginning in this case has not so much stylistic as semantic content, and over time it acquired broad significance. The article traces the points of coincidence and divergence of positions regarding opera art in music criticism by V.F.Odoevsky and A.Grigoriev. In this regard, information is drawn on the personal relationships of both critics, their value judgments are analyzed regarding the opera works by D.Meyerbeer, M.Glinka, R.Wagner, A.N.Serov, and others, as well as the whole about the essence of foreign opera and the degree of organic opera art for the Russian artistic mentality.
Keywords: romanticism, opera, V.F.Odoevsky, A.A.Grigoriev, R.Wagner, D.Meyerbeer, M.I.Glinka, A.N.Serov, aesthetic views
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.2(27).18
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.