Контакты Contacts

Почтовый адрес: Россия, 173003,            г. Великий Новгород,  ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.  

Тел.: 8 (8162) 33-88-30;

Факс: (8162) 97-45-26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St,   41 Bldg., Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30

Fax (8162) 97-45-26



Поиск статей по:

Казин А.Л. (Kazin A.L.)

Достоевский как философ: русский взгляд

Статья посвящена анализу основных философских идей творчества Ф.М.Достоевского, понятых как выражение базовых положений православно-русского мировоззрения. Достоевского можно назвать крупнейшим отечественным философом, соединившим в одно целое искусство мысли и искусство слова. В русской христианской культуре, как она выражена в повестях и романах Достоевского, оба участника исходного познавательно-творческого акта — Бог и человек — остаются самими собой, действуют «нераздельно и неслиянно», и потому наиболее ответственно. Автор показывает, что Достоевскому (наряду с С.Кьеркегором) принадлежит заслуга не просто концептуальной критики Гегеля, а формирования противоположной автору «Науки логики» христианской диалогической установки целостного личного духа, включающего в себя и знание / незнание, и веру/сомнение, и красоту / безобразие, и добро / зло. Достоевскому важна божественная свобода человека и отказ от её превращения в ничто посредством метафизического самодовольства и ложного прогресса, чем так которым гордится, с его точки зрения, буржуазная Европа. В этой связи автор обращает особое внимание на две ранние повести Достоевского — «Записки из подполья» и «Зимние заметки о летних впечатлениях», где впервые последовательно и на обширном культурологическом материале обсуждается эта тема. Выражаясь теоретически, в ранних повестях Достоевского заключено концептуальное ядро целой историософии, развернутой позднее в «Бесах», «Идиоте» и в «Братьях Карамазовых». В итоге автор приходит к выводу, что Достоевский как философ — это мыслитель, который опирается в своем религиозно-художественном мышлении не на формальную правильность рассудочного вывода, а на истинное состояние мыслящего духа.

Ключевые слова: литература, философия, православное христианство, русская культура, творчество Достоевского

Dostoevskiy as a philosoph: Russian view

The article is devoted to the analysis of the basic philosophical ideas of the works of F.M.Dostoevskiy, understood as an expression of the basic provisions of the Orthodox-Russian worldview. Dostoevskiy can be called the largest domestic philosopher, combining into one whole the art of thought and the art of the word. In Russian Christian culture, as it is expressed in Dostoevskiy’s novels, both participants of the original cognitive-creative act — God and man — remain themselves, act “indivisibly and not united”, and therefore most responsible. The author shows that the merit of Dostoevskiy is not only in the conceptual criticism of Hegel (along with S.Kierkegaard), but in the formation of the opposite to the author of “Science of Logic” Christian dialogical installation of a holistic personal spirit, that included knowledge / ignorance, faith / doubt, beauty / ugliness and good / evil. For Dostoevskiy is important the divine freedom of man and the rejection of its transformation into nothing through metaphysical complacency and false progress, which bourgeois Europe is so proud of, from his point of view. In this regard, the author pays special attention to the two early stories of Dostoevskiy — “Notes from Underground” and “Winter Notes on Summer Impressions”, where this topic is discussed for the first time consistently and on extensive cultural material. To put it theoretically, the conceptual core of the whole historiosophy, later developed in Demons, The Idiot, and The Brothers Karamazov, is contained in Dostoevskiy’s early stories. As a result, the author comes to the conclusion that Dostoevsky as a philosopher is a thinker who relies in his religious and artistic thinking not on the formal correctness of a rational conclusion, but on the true state of mind.

Keywords: literature, philosophy, Orthodox Christianity, Russian culture, Dostoevskiy's oeuvre

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.3(28).6

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии