Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
Статья посвящена анализу различных способов образования номинаций женщин по профессии и роду деятельности. Автор отмечает узость существующего подхода к определению состава лексической группы феминитивов, когда исследователи рассматривают в качестве таких слов только номинации, образованные путём аффиксальной деривации. В статье затрагивается проблема соответствия получающихся в процессе словообразования феминитивов профессионально-этическим характеристикам. Даётся оценка существующей медиапрактики и распространения различных групп женских номинаций в текстах средств массовой информации. Автор фиксирует различия в подходе разных редакций к оценке существующих словоформ в плане их соответствия профессионально-этическим характеристикам и литературным нормам. В статье доказывается, что задача выражения принадлежности к женскому грамматическому роду решается не только средствами аффиксальной деривации, но и субстантивации и аналитического словообразования, предлагая тем самым широкий взгляд на феминитивы.
Ключевые слова: русский язык, словообразование, феминитивы, категория рода, медиа
The paper discusses morphological and word formation mechanisms which participate in the creation of feminine equivalents for the names of professions. The author notes that the current approach to determining the composition of the lexical group of feminitives is quite narrow. The article touches upon the problem of professional and ethical characteristics of feminine nouns, for example, an element of disrespect can be found in some of them. The peculiarities of functioning of the analyzed word-formative type in Russian media are presented. The article proves that the problem of feminine equivalents for the names of professions is solved not only by means of affixal derivation, but also by substantiation and analytical word formation, thus offering a broad view of feminitives.
Keywords: Russian language, word formation, feminitives, gender category, media
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.8(33).6
Ссылка на эту статью: Кобяков А.В. Русский феминитив: широкий взгляд [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 8(33). URL: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1682375
Kobyakov A.V. Russian feminitives: a broad view. Memoirs of NovSU, 2020, no. 8(33). Available at: https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1682375
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.