Почтовый адрес: Россия, 173003, г. Великий Новгород, ул. Б.С.-Петербургская, 41, Центр развития публикационной активности НовГУ.
Тел.: 8 (8162) 33-88-30;
Факс: (8162) 97-45-26.
E-mail: eNotes@novsu.ru
Postal address: Russia, 173003, Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., Editorial Office.
Tel. (8162) 33-88-30
Fax (8162) 97-45-26
|
|
ПОНЯТИЕ «INTELLEGENTIA» В ТРАКТОВКЕ ЦИЦЕРОНА
Аннотация. В статье анализируется использование Цицероном понятия intellegentia «знание», «понимание», «разумность», «способность восприятия», «понятие». Оно используется в сочинениях различной направленности (речах, политико-философских трактатах, диалогах об ораторском искусстве) 48 раз: 4 раза в речах, 14 раз в риторических трудах и чаще всего (30 раз) в этико-политических и философских сочинениях. В сохранившихся письмах оно не встречается. На основе определений этого понятия мы делаем вывод о том, что intellegentia обозначает стоическую добродетель познания, встречаясь значительно реже, чем его синонимы sapientia, prudentia, scientia и cognitio. Intellegentia почти всегда используется в единственном числе (45 раз), очень редко – во множественном (3 раза). Понятие имеет при себе определения adumbrata, communis, impressa, inchoata, insignita, mediocris, popularis, praestans, prima и vulgaris, что позволять сделать вывод, что оно обозначает общие или начальные сведения о каком-либо предмете. Дополнения, стоящие при intellegentia (juris (civilis), in rusticis rebus, pecuniae quaerendae и др.), определяют область знания, выражаемую intellegentia (юриспруденция, сельское хозяйство, экономика и др.). Рассматриваемое понятие употребляется в одном контексте с такими словами, как ratio, natura, prudentia, animus, sensus, mens, justitia, jus и др. Так же, как и intellegentia, они связаны с умственной деятельностью человека, его душой, образом жизни, чувствами. Реже понятие сочетается с отрицательно коннотированными словами (avaritia, malitia, simulatio, vitium) и отчасти противопоставляется им.
Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, intellegentia, знание, понимание, разумность
Intellegentia concept in Cicero’s interpretation
Abstract. The article analyses Cicero’s use of the concept of intellegentia which means “knowledge”, “understanding”, “reason”, “ability of perception” or “concept”. It is used in various works (speeches, political-philosophical treatises, dialogues on oratory) 48 times: 4 times in speeches, 14 times in rhetorical works and most often (30 times) in ethical-political and philosophical writings. It is not found in surviving letters. Based on the definitions of this concept, we conclude that intellegentia denotes the Stoic virtue of knowledge, occurring much less frequently than its synonyms sapientia, prudentia, scientia and cognitio. Intellegentia is almost always used in the singular form (45 times), very rarely in the plural (3 times). The concept has such attributes as adumbrata, communis, impressa, inchoata, insignita, mediocris, popularis, praestans, prima and vulgaris, which allow us to conclude that intellegentia denotes general or basic information about any subject. The complements to intellegentia (juris (civilis), in rusticis rebus, pecuniae quaerendae, etc.) define the field of knowledge expressed by intellegentia (jurisprudence, agriculture, economics, etc.). The concept is used in the same context with such words as ratio, natura, prudentia, animus, sensus, mens, justitia, jus, etc. Like intellegentia, they are associated with the mental activity of a person, his soul, lifestyle or feelings. Less commonly, the concept is combined with negatively connoted words (avaritia, malitia, simulation or vitium) and partly opposed to them.
Keywords: Cicero, Ancient Rome, intellegentia, knowledge, understanding, rationality
https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.6(51).678- 684
Свидетельство о регистрации (548 КБ) |
Заключение экспертного совета (80 КБ) |
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.